Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»

Информация о педагогике » Формирование вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе » Методика изучения теоретических вопросов темы «Табличное умножение и деление»

Страница 2

На этапе ознакомления с конкретным смыслом арифметического действия умножения осуществляется переход от сложения одинаковых слагаемых к арифметическому действию умножения. Причем, как отмечено у Н.П. Фаустовой, происходит это в следующей последовательности:

а) выполнение операции объединения данного числа равночисленных множеств с заданной численностью;

б) нахождение численности получившегося множества;

в) установление связи между операцией объединения равночисленных множеств с пустым пересечением с арифметическим действием умножением.

Для усвоения связи умножения со сложением, а также для проверки знаний по данному вопросу полезно, как считает М.А. Бантова и др., предлагать такие упражнения: чтение примеров на умножение, запись аналогичных примеров на сложение и умножение, решение простых задач на нахождение произведения сложением и умножением.

Очень важно, по утверждению М.А. Бантовой, что учащиеся поняли, при каких обстоятельствах возможна замена суммы произведением и когда она невозможна. Этому помогает решение примеров с одинаковыми и разными слагаемыми.

Полезно также, по мнению М.А. Бантовой, научить детей вести рассуждение при замене произведения суммой по определенному плану:

1) Первый множитель …, значит слагаемым берем число…

2) Второй множитель …, значит, таких слагаемых надо взять…

3) Вычисляю сумму.

Данный план приведен в работе Н.П. Фаустовой. С М.А. Бантовой сходно мнение М.И. Моро, А.М. Пышкало, которые предлагают для рассуждения и анализа включать примеры вида: 28 + 2 + 8, 7 + 4 + 47 и т.п.

При вычислении суммы одинаковых слагаемых Н.П. Фаустова считает целесообразным знакомство детей с приемом группировки слагаемых (без введения этого термина) и использовать этот прием тогда, когда это удобно.

Для закрепления и проверки знания конкретного смысла умножения методисты предусматривают следующие виды заданий.

Так, Н.П. Фаустова разрабатывает задания с использованием «картинок с точками»:

1) Составьте по «картинке с точками» (рисунку) примеры на сложение.

Замените, где возможно, примеры на сложение примерами на умножение.

2) по данным примерам 4 + 3 и 4 3 выполни «картинку с точками». Сравните примеры и решите их.

Аналогичные задания описаны в работах М.А. Бантовой с тем лишь различием, что вместо «картинок с точками» используются рисунки.

Полезными большинством методистов признаются задания типа:

1) Решите задачу сначала сложением, а затем запишите умножением: «Купили 3 коробки карандашей по 6 штук в каждой. Сколько всего карандашей купили?»

2) Сравните выражения и поставьте вместо звездочек соответствующий знак >, < или =:

18 2 * 18 3 3 4 * 2 4

4 + 4 + 4 * 4 2 4 7 + 4 * 4 9

Также М.А. Бантова находит возможным в упражнения на закрепление и проверку осознания конкретного смысла умножения включать примеры не только с однозначными множителями (4 3), но и с двузначными (12 3). Это делается с той целью, «чтобы учащиеся на данной ступени практически пользовались известной им взаимосвязью между умножением и сложением, упражнялись в выполнении различных случаев сложения.

3) Найдите результат второго примера, пользуясь первым:

2 7 = 1 7 4 = 28 15 2 =30

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальн ...

Урок как основная единица учебного процесса
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят сво ...

Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
Познакомимся с одним из определений понятия «речевая деятельность»: «Речевая деятельность . представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения: приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с друго ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru