На этапе ознакомления с конкретным смыслом арифметического действия умножения осуществляется переход от сложения одинаковых слагаемых к арифметическому действию умножения. Причем, как отмечено у Н.П. Фаустовой, происходит это в следующей последовательности:
а) выполнение операции объединения данного числа равночисленных множеств с заданной численностью;
б) нахождение численности получившегося множества;
в) установление связи между операцией объединения равночисленных множеств с пустым пересечением с арифметическим действием умножением.
Для усвоения связи умножения со сложением, а также для проверки знаний по данному вопросу полезно, как считает М.А. Бантова и др., предлагать такие упражнения: чтение примеров на умножение, запись аналогичных примеров на сложение и умножение, решение простых задач на нахождение произведения сложением и умножением.
Очень важно, по утверждению М.А. Бантовой, что учащиеся поняли, при каких обстоятельствах возможна замена суммы произведением и когда она невозможна. Этому помогает решение примеров с одинаковыми и разными слагаемыми.
Полезно также, по мнению М.А. Бантовой, научить детей вести рассуждение при замене произведения суммой по определенному плану:
1) Первый множитель …, значит слагаемым берем число…
2) Второй множитель …, значит, таких слагаемых надо взять…
3) Вычисляю сумму.
Данный план приведен в работе Н.П. Фаустовой. С М.А. Бантовой сходно мнение М.И. Моро, А.М. Пышкало, которые предлагают для рассуждения и анализа включать примеры вида: 28 + 2 + 8, 7 + 4 + 47 и т.п.
При вычислении суммы одинаковых слагаемых Н.П. Фаустова считает целесообразным знакомство детей с приемом группировки слагаемых (без введения этого термина) и использовать этот прием тогда, когда это удобно.
Для закрепления и проверки знания конкретного смысла умножения методисты предусматривают следующие виды заданий.
Так, Н.П. Фаустова разрабатывает задания с использованием «картинок с точками»:
1) Составьте по «картинке с точками» (рисунку) примеры на сложение.
Замените, где возможно, примеры на сложение примерами на умножение.
2) по данным примерам 4 + 3 и 4 3 выполни «картинку с точками». Сравните примеры и решите их.
Аналогичные задания описаны в работах М.А. Бантовой с тем лишь различием, что вместо «картинок с точками» используются рисунки.
Полезными большинством методистов признаются задания типа:
1) Решите задачу сначала сложением, а затем запишите умножением: «Купили 3 коробки карандашей по 6 штук в каждой. Сколько всего карандашей купили?»
2) Сравните выражения и поставьте вместо звездочек соответствующий знак >, < или =:
18 2 * 18
3 3
4 * 2
4
4 + 4 + 4 * 4 2 4
7 + 4 * 4
9
Также М.А. Бантова находит возможным в упражнения на закрепление и проверку осознания конкретного смысла умножения включать примеры не только с однозначными множителями (4 3), но и с двузначными (12
3). Это делается с той целью, «чтобы учащиеся на данной ступени практически пользовались известной им взаимосвязью между умножением и сложением, упражнялись в выполнении различных случаев сложения.
3) Найдите результат второго примера, пользуясь первым:
2 7 = 1 7
4 = 28 15
2 =30
Состав класса и его психологическая характеристика
В списочном составе 5 класса , где я проходила практику, 24 учащихся, из них 15 девочек, 9 мальчиков. Изучение иностранного языка в пятом классе в данной школе находилось на начальной стадии, и дети только начинали знакомиться с особенностями устной и письменной английской речи, а также с ее фонет ...
Урок работы с тушью с использованием фактур
Да данном уроке ученики создают разнообразные фактуры с помощью туши. После этого, детям предлагается закончить изображения, увидеть в фактурах некие образы, и развить их.
Для следующего занятия ученикам понадобятся кисти, перья и тушь.
На уроке детям ставится букет цветов и они изображают его с ...
Построение и методика проведения занятий. Особенности руководства ими
Решающим условием обучения является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их физической подготовленности. При этом в полной мере необходимо учитывать интересы и возможности детей.
Процесс обучения двигательным действиям можно условно ...