На этапе ознакомления с конкретным смыслом арифметического действия умножения осуществляется переход от сложения одинаковых слагаемых к арифметическому действию умножения. Причем, как отмечено у Н.П. Фаустовой, происходит это в следующей последовательности:
а) выполнение операции объединения данного числа равночисленных множеств с заданной численностью;
б) нахождение численности получившегося множества;
в) установление связи между операцией объединения равночисленных множеств с пустым пересечением с арифметическим действием умножением.
Для усвоения связи умножения со сложением, а также для проверки знаний по данному вопросу полезно, как считает М.А. Бантова и др., предлагать такие упражнения: чтение примеров на умножение, запись аналогичных примеров на сложение и умножение, решение простых задач на нахождение произведения сложением и умножением.
Очень важно, по утверждению М.А. Бантовой, что учащиеся поняли, при каких обстоятельствах возможна замена суммы произведением и когда она невозможна. Этому помогает решение примеров с одинаковыми и разными слагаемыми.
Полезно также, по мнению М.А. Бантовой, научить детей вести рассуждение при замене произведения суммой по определенному плану:
1) Первый множитель …, значит слагаемым берем число…
2) Второй множитель …, значит, таких слагаемых надо взять…
3) Вычисляю сумму.
Данный план приведен в работе Н.П. Фаустовой. С М.А. Бантовой сходно мнение М.И. Моро, А.М. Пышкало, которые предлагают для рассуждения и анализа включать примеры вида: 28 + 2 + 8, 7 + 4 + 47 и т.п.
При вычислении суммы одинаковых слагаемых Н.П. Фаустова считает целесообразным знакомство детей с приемом группировки слагаемых (без введения этого термина) и использовать этот прием тогда, когда это удобно.
Для закрепления и проверки знания конкретного смысла умножения методисты предусматривают следующие виды заданий.
Так, Н.П. Фаустова разрабатывает задания с использованием «картинок с точками»:
1) Составьте по «картинке с точками» (рисунку) примеры на сложение.
Замените, где возможно, примеры на сложение примерами на умножение.
2) по данным примерам 4 + 3 и 4 3 выполни «картинку с точками». Сравните примеры и решите их.
Аналогичные задания описаны в работах М.А. Бантовой с тем лишь различием, что вместо «картинок с точками» используются рисунки.
Полезными большинством методистов признаются задания типа:
1) Решите задачу сначала сложением, а затем запишите умножением: «Купили 3 коробки карандашей по 6 штук в каждой. Сколько всего карандашей купили?»
2) Сравните выражения и поставьте вместо звездочек соответствующий знак >, < или =:
18 2 * 18 3 3 4 * 2 4
4 + 4 + 4 * 4 2 4 7 + 4 * 4 9
Также М.А. Бантова находит возможным в упражнения на закрепление и проверку осознания конкретного смысла умножения включать примеры не только с однозначными множителями (4 3), но и с двузначными (12 3). Это делается с той целью, «чтобы учащиеся на данной ступени практически пользовались известной им взаимосвязью между умножением и сложением, упражнялись в выполнении различных случаев сложения.
3) Найдите результат второго примера, пользуясь первым:
2 7 = 1 7 4 = 28 15 2 =30
Формирование общего приема решения задач на построение
План решения любой задачи на построение представляет собой цепочку основных построений, приводящих к цели, можно рассматривать как некоторый алгоритм и, следовательно, их можно использовать и в старших классах как содержательный материал курса информатики и вычислительной техники.
Задачи на постр ...
Понятие, структура и функции Я-концепции
Термин "Я-концепция" (на английском "self-conception", дословно "концепция себя") появился в русскоязычной психологической литературе сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины "образ себя", "самосознание". Я-концепция - ...
Происхождение названия Орша. Версия первая
Говоря о происхождении названия Орша, необходимо очень осторожно и критически относится к версии , которая связывает его со словом “рэшутай”(орешник). На сегодняшний день нет подтверждающих сведений об как будто больших зарослях орешника в прошлом на берегу Ршы , как в прошлом, бесспорно , называл ...