Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего профессионального образования

Информация о педагогике » Организация социально–педагогической деятельности в условиях учреждения среднего профессионального образования » Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения среднего профессионального образования

Страница 2

В 1871-1872 годах в России была проведена образовательная реформа, согласно которой реальные гимназии превращались в реальные училища. Предусматривалось следующее: все обучение продолжалось 6 лет; 1-4-е классы – общее образование; 5-6-е классы – преподавание специальных предметов. Иногда учреждался даже 7-й класс (дополнительный) с тремя разрядами: общим – для подготовки в вузы, механико-техническим и химико-техническим – для получения среднего специального образования. В России начиная с 1888 года учебные планы многих реальных училищ стали создаваться на основе, как теперь говорят, базового среднего общего образования. В конце XIX века в России стали появляться и коммерческие училища (в Западной Европе на 40-50 лет ранее). Все это делало престижным реальное образование. Например, в начале XX века под давлением общественного мнения «реалистам» было предоставлено право поступления на физико-математические и медицинские факультеты институтов (при условии сдачи экзамена по латинскому языку). К середине 1917 года в России действовало 276 реальных училищ с числом учащихся около 17000 человек, содержавшихся как за счет казны, так и за счет земств и обществ (т. н. попечительных советов, избираемых сроком на 3 года).

В 1920-е годы, в связи созданием в СССР единой трудовой школы, реальные учебные заведения как тип учебного заведения были упразднены. Это отчуждение наблюдалось в нашем образовании вплоть до 1990 года, когда в Российской Федерации наряду с гуманитарными средними учебными заведениями стали создаваться гимназии и лицеи технического направления с изучением общеобразовательных дисциплин по определенному профилю.

Тем не менее впервые годы советской власти у нас в стране появилось около 450 новых учебных заведений, которые получили название техникумов. А уже в 1922 году их открылось 936, и в них давалось образование по 20 отраслевым группам специальностей для более 120 тысяч студентов .

В 1930-х гг. в СССР появляются заочная и вечерняя форма обучения в техникумах (около 600 техникумов). После Великой Отечественной войны в стране их уже действовало более 4000. В начале 1960-х гг. в техникумах обучалось уже 4,5 млн. человек. Если в 1970-е гг. это число оставалось стабильным, то в 1980-1990-е гг. оно заметно снизилось. Так, после распада СССР в 1993 году численность студентов техникумов России составляла около

1,5 млн. человек на дневной форме обучения. В середине 1990-х гг. у нас стали появляться и первые профессиональные колледжи.

За рубежом реальные учебные заведения или реальные отделения при средних школах в большинстве стран упразднены не были, успешно существуя в современных условиях в Австрии, Финляндии, Японии, Германии, Франции, Италии, Швеции. Но в некоторых странах подготовка специалистов среднего звена осуществляется в средних профессионально-технических и технических колледжах, технических университетах, имеющих часто название послесредних (или двухгодичных) учебных заведений. Например, в США 2-годичные колледжи составляют примерно 40% вузов (около 6 млн. учащихся). Уровень и направленность специальной подготовки в них во многом совпадают с российскими аналогами, но на общеобразовательную подготовку в них отводится значительно меньше времени (около 10%).

С начала 1960-х гг. в США широко распространилась сеть младших колледжей, в которых учащиеся (принимаемые после 12-летнего обучения в средней школе) платно занимаются по «младшей» программе вуза и получают гарантию трудоустройства в качестве низшей технической должности в одной из фирм выбранного профиля (а их в США насчитывается от 60 до 100!).

В Германии существует т. н. дуальная система профессионального образования, согласно которой юноши и девушки в возрасте 15-16 лет после обязательного школьного 10-летнего обучения 1-2 раза в неделю посещают профессиональную школу, а 3-4 дня находятся на рабочем (учебном) месте. Таким образом, предприятия и организации несут ответственность за качество их профессиональной подготовки, а школа – за качество теоретической подготовки. Немецкая молодежь может благодаря этой системе за 1-3 года, обучаясь в различных типах училищ, вечерних школ и курсов, получить среднюю квалификацию по одной из 440 профессий.

Во Франции к учебным аналогичным заведениям СПО относятся университетские технологические институты, по окончании которых студенты получают университетский диплом технической подготовки, дающий право на получение должности помощника инженера (техника). А в технических лицеях готовятся техники с дипломом бакалавра, что дает право продолжить образование в вузе либо работать в качестве квалифицированного рабочего или бригадира.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности и возможности логоритмики
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопеди ...

Из истории возникновения раздела о движениях в школьном курсе геометрии
Геометрия – одна из наиболее древних математических наук, первые упоминания о которой можно найти в египетских папирусах (III тыс. до н.э.) и вавилонских клинописях. Одним из важнейших обогащений геометрии стало создание теории геометрических преобразований и, в частности, движений (перемещений). Д ...

Опытное преподавание
Опытное преподавание проводится с целью объективной и достоверной проверки гипотезы и предполагает ряда методов, например, наблюдение, диагностирующие контрольные работы, беседа и другие. Опытное преподавание проводилось в МОУ СОШ № 8 города Кирова с учениками 11 «А» класса (общеобразовательный кла ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru