* дееспособность (т. е. способность трудиться по выбранному профилю);
* овладение необходимыми для самостоятельной производственной деятельности профессиональными навыками, знаниями и умениями;
* рефлексия своей роли и места избранной профессии в системе современных экономико-производственных и социальных отношений.
Кроме того, существуют и т. н. «не основные» требования – сохранение и преумножение традиций русского образования, «профессиональная гордость», «профессиональная смекалка», «профессиональные тайны» др.
Организационно среднее профессиональное образование занимает только ему присущее, специфическое место в образовательной сфере жизнедеятельности общества и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспечивает (во всяком случае, пытается это сделать) его целостность, непрерывность, устойчивое функционирование и дальнейшее прогрессивное развитие.
Главные цели функционирования средних специальных учебных учреждений:
* подготовка квалифицированных, конкурентоспособных (прежде всего в условиях рыночного капитализма) – как на отечественном, так на мировом уровнях – специалистов среднего звена (рабочих, бригадиров, мастеров производственного обучения, фельдшеров, техников, воспитателей и пр.);
* возможность получения молодыми людьми по ускоренной программе основных профессиональных навыков, знаний и умений по выбранной ими специальности на качественном уровне, а при желании – продолжения ими своего образования.
В свете современных требований к среднему специальному образованию, мотивированных многочисленными переменами в нашем обществе, система среднего профессионального образования обретает новые перспективы. Государство в данном случае вновь выступает «застрельщиком идеи» (как и в случае с законом «Об образовании»). К последним веяниям в этой области относится «Федеральная программа развития образования» (на 2001-2003гг.). Это своеобразная перспектива и одновременно эксперимент в масштабах всей страны, касающийся непосредственно рассматриваемого здесь вопроса.
Этот документ предполагает следующие главные направления развития среднего профессионального образования:
1) обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования;
2) совершенствование и расширение системы образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования;
3) актуализация содержания и оптимизация подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования;
4) совершенствование нормативно-правовой базы среднего профессионального образования;
5) формирование механизмов мониторинга и прогнозирования государственного регулирования в подготовке специалистов среднего звена;
6) создание более гибкой системы управления среднего профессионального образования;
7) совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогов средних профессиональных учебных заведений;
8) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (включая новые ТСО) учреждений среднего профессионального образования;
9) развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере педагогики и профессиональной специализации среднего профессионального образования.
Соотношение набора специальностей в высших учебных заведениях и рынка труда
В современном производстве, в условиях рынка труда с его конкуренцией людей и идей, человек является ведущим фактором. Постоянно обновляющееся производство требует от вузов молодого специалиста, способного профессионально и личностно расти, готового адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка ...
Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти
свое Я"
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии "Открой себя", структура которой представлена в лестнице социальной зрелости. Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания.
В книге содержится описание индивидуальных занятий взро ...
Общие подходы к изучению формирования интереса к иностранному
языку у учащихся пятого класса
Даже в настоящее время мотивационная сфера человека очень мало изучена в психологии. Однако, это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету. Ещё с древности до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека вызывал у ученых и философов громадный интерес, что при ...