* дееспособность (т. е. способность трудиться по выбранному профилю);
* овладение необходимыми для самостоятельной производственной деятельности профессиональными навыками, знаниями и умениями;
* рефлексия своей роли и места избранной профессии в системе современных экономико-производственных и социальных отношений.
Кроме того, существуют и т. н. «не основные» требования – сохранение и преумножение традиций русского образования, «профессиональная гордость», «профессиональная смекалка», «профессиональные тайны» др.
Организационно среднее профессиональное образование занимает только ему присущее, специфическое место в образовательной сфере жизнедеятельности общества и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспечивает (во всяком случае, пытается это сделать) его целостность, непрерывность, устойчивое функционирование и дальнейшее прогрессивное развитие.
Главные цели функционирования средних специальных учебных учреждений:
* подготовка квалифицированных, конкурентоспособных (прежде всего в условиях рыночного капитализма) – как на отечественном, так на мировом уровнях – специалистов среднего звена (рабочих, бригадиров, мастеров производственного обучения, фельдшеров, техников, воспитателей и пр.);
* возможность получения молодыми людьми по ускоренной программе основных профессиональных навыков, знаний и умений по выбранной ими специальности на качественном уровне, а при желании – продолжения ими своего образования.
В свете современных требований к среднему специальному образованию, мотивированных многочисленными переменами в нашем обществе, система среднего профессионального образования обретает новые перспективы. Государство в данном случае вновь выступает «застрельщиком идеи» (как и в случае с законом «Об образовании»). К последним веяниям в этой области относится «Федеральная программа развития образования» (на 2001-2003гг.). Это своеобразная перспектива и одновременно эксперимент в масштабах всей страны, касающийся непосредственно рассматриваемого здесь вопроса.
Этот документ предполагает следующие главные направления развития среднего профессионального образования:
1) обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования;
2) совершенствование и расширение системы образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования;
3) актуализация содержания и оптимизация подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования;
4) совершенствование нормативно-правовой базы среднего профессионального образования;
5) формирование механизмов мониторинга и прогнозирования государственного регулирования в подготовке специалистов среднего звена;
6) создание более гибкой системы управления среднего профессионального образования;
7) совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогов средних профессиональных учебных заведений;
8) учебно-методическое и материально-техническое обеспечение (включая новые ТСО) учреждений среднего профессионального образования;
9) развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере педагогики и профессиональной специализации среднего профессионального образования.
Структура и содержание индивидуальных
логопедических занятий
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков овладения речью, с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуаль ...
Методика обучения Башкирской росписи на уроках
изобразительного искусства в школе
Урок № 1.
Тема: Знакомство с элементами росписи.
Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи.
Задачи:
· Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи.
· Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и н ...
Динамика экспериментальной работы
В ходе поискового эксперимента мы проверяли влияние отдельных педагогических условий на эффективность формирования здорового психологического климата на учащихся начальных классов на основе механизмов рефлексии. Для реализации данной задачи были выбраны 3 группы учащихся. В первой экспериментально ...