Виды внимания

Страница 3

Привычная обстановка, привычные условия труда благоприятствуют организации произвольного внимания. Необходимо, чтобы ученик не только в школе, но и дома имел привычные условия труда и твердый распорядок дня. Вредно сказывается на произвольном внимании школьника смена учителей (особенно в середине года), изменение в расписании уроков.

Различая произвольное и непроизвольное внимание не нужно, однако. Отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное переходит в непроизвольное. Непроизвольное обычно обусловлено непосредственным интересом, произвольное требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательными усилиями направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретают для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для правильной практической организации работы.

Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат. Вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они его затем длительно удерживают в силу своей динамичности и содержательности, благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором – естественно совершается переход от произвольного к непроизвольному. В одном и другом случае требуется один, так и другой вид вниманию.

При всем – очень ''существенном'' различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция. В реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимный переход. Используя нужное в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой формируя интересы учащихся, а, также делая интересной учебную работу, переводить произвольное внимание снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе – на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует волевых первоначальных усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Использование компьютерных средств обучения в образовании
На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает прот ...

Общее учение о косноязычие Хватцева М.Е
Отечественный дефектолог и сурдопедагог. В основном работал в области обучения глухих детей произношению. Особое значение для теории и практики логопедии представляет развитие термина «косноязычие». Под «косноязычием» он понимал разнообразные фонетические недостатки речи при относительной словарно ...

Качество вычислительного навыка табличного умножения и деления
Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной и ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru