Виды внимания

Страница 4

Это внимание связанно с сознательными задачами и целями, то есть вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным. С другой стороны, оно несходно с произвольным вниманием, так как здесь уже не требуется волевых усилий или, по крайней мере, заметных волевых усилий для поддержания внимания. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. Например, Школьник, который решает трудную арифметическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что нужно сделать. Задача трудная и ни как не решается, школьник все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушивается к шуму в коридоре. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

В школьной практике необходимо, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное. Однако следует учитывать, что постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Это и определяет особое значение послепроизвольного внимания в процессе обучения.

Термин «внимательность» имеет важный личностный смысл. Под ним понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внимательность в таком понимании неотделима от нравственной сферы личности, доброжелательности, доброты. Быть внимательным – значит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, проявить такт.

Связь внимания с нравственной культурой личности видна и в том, как мы обращаемся друг с другом. Внимание к другому человеку, его словам, особенностям, поступкам – не просто акт его познания. Это всегда и социальный акт: проявление симпатии, уважения, признания, доброжелательности, интереса и тому подобное. Желая выразить обиду, неуважение или неприязнь к кому-то, мы «не замечаем» этого человека. Столь же неприятно и демонстративное внимание. Бесцеремонное рассматривание – всегда результат невоспитанности или пренебрежения.

Внимательность как особенное качество личности во многом определяется всей историей воспитания. Внимательность является своеобразным индикатором интересов и предпочтений личности: к чему она стремится, что ее привлекает, и что она отвергает. К.Д. Ушинский в этой связи тонко подметил, что если мы хотим объективно узнать что-то о внутренней жизни, интересах человека, то должны присмотреться и прислушаться: к чему человек особенно внимателен. Наблюдая за тем, к какой стороне разговоров ведущихся в обществе, внимателен тот или иной человек, можно сделать более верное заключение о его ценностях, чем, просто слушая, что говорит он сам.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Тематическое планирование курса информатики в 9 классе, предусматривающего применение метода проектов в профессиональной ориентации школьников
профессиональный ориентация проект школьник Тематическое планирование курса информатики в 9 классе разрабатывается на основе образовательного стандарта, и образовательных программ. Стандарт образования един, реализация стандарта в различных программах представлена по-разному. Наиболее распространен ...

Экскурс в истории термина «дислалия»
Дислалия (от греч. dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (1, стр. 66 – 68). Изучение расстройств произношения началось очень давно, но велось недостаточно дифференцировано. По ...

Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики
обучение воспитание педагогика Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru