Виды внимания

Страница 2

Факторы, соответствующие физическому, физиологическому и психологическому состоянию человека, вызывают процесс непроизвольного внимания. И действительно. Голодный человек будет обращать внимание на все то, что соответствует его физиологическому состоянию: запахи пищи. Звон обеденной посуды, пищевые продукты и тому подобное.

Учителю необходимо учитывать действие этих факторов, разумно управлять непроизвольным вниманием ребят.

Учитывая ведущую роль непроизвольного внимания в процессе обучения и воспитания школьников, необходимо максимум усилий направить на развитие у них более высокого вида внимания – произвольного, которое является основным в учебно-воспитательном процессе.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.

Так называемое произвольное внимание имеет место, там. Где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание, поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.

Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное – как активное. Первое направляет независящие от нас факторы, а второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями объекта, оно включает и элементы пассивности.

И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в ''произвольном'' внимании.

При организации произвольного внимания отчетливо выступает деятельность второй сигнальной системы, так как учащиеся, пользуясь внутренней речью, как бы уговаривают себя быть внимательным, доказывая необходимость этого; внутренняя речь функционирует так же и в процессе внимательно выполненной деятельности (мыслительной, мнемонической и другие).

Произвольное внимание возникает у учащихся под влиянием речи учителя, когда последнему удается убедительно показать значимость для них материала урока.

Воспитанная воля - основной фактор организации произвольного внимания. Ученик с высоким уровнем воспитания воли всегда сможет организовать свое внимание. Он может заставить себя внимательно изучать неинтересный материал, который имеет важное значение в системе приобретаемых знаний. Организованные, дисциплинированные учащиеся, как правило, хорошо владеют своим вниманием. Ученики со слабой волей не выносят волевого напряжения и поэтому часто не в состоянии организовать произвольное внимание. Внимание безвольного ученика при необходимости усвоить трудный материал уходит в сторону, отвлекается, и материал остается не усвоенным. При многократном повторении такого состояния развивается лень; ученик становится не способным управлять своим вниманием. От учителя требуется исключительная выдержка, настойчивость и терпение, чтобы помочь этому ученику преодолеть недостатки внимания, воспитать у него произвольное внимание. Надо терпеливо, настойчиво контролировать работу школьника, спокойно управлять внимательным выполнением всех заданий, то есть постоянно упражнять его произвольное внимание.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Психологические особенности отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях специальной школы восьмого вида
Деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Наряду со многими фактами, свидетельствующими о кратковременности мотивов их деятельности, встречаются отдельные примеры то ...

Методологические основы проверки ЗУН учащихся в условиях ФГОС II поколения
Вопросы проверки уровня усвоения знаний и оценки знаний учащихся в начальной школе давно являются актуальными и поэтому рассматриваются ведущими методистами. Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал во ...

Результаты исследования по использованию элективного курса по информатике для учащихся 9-х классов в качестве предпрофильной подготовки
Изучение информатики ведется в 8–9 классах в рамках предметной области «Информатика и ИКТ» в соответствии с ФГОС 2004 г. и на основе основной образовательной программы. (УМК Семакин И.Г.) При изучении раздела «Алгоритмизация программирование» в основной школе у выпускников будут сформированы: ос ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru