Виды внимания

Страница 1

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное.

Непроизвольным называют такой вид внимания, который возникает у человека без сознательно поставленной цели и волевого усилия. Часто такое внимание выступает в единстве с ориентировочным рефлексом. Ученик уронил книгу, с громким стуком она упала на пол, и все повернулись на стук – при этом у школьников возникло непроизвольное внимание. Учитель на уроке биологии показал таблицу, на которой изображена гигантская лягушка. Она вызвала интерес учащихся. Это тоже непроизвольное внимание.

Л.Г. Выгодский утверждает, что непроизвольное внимание является первичным врожденным процессом; оно свойственно не только человеку, но и животным и осуществляется при помощи нервных наследственных механизмов.

Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения, поэтому учителю важно знать факторы, способствующие организации такого внимания; знание этих факторов дает возможность управлять непроизвольным вниманием учащихся, вызывать или предотвращать его появление в том случае, если оно может привести вред.

К первой группе причин относятся характер и количество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, его силу или интенсивность. Такими раздражителями могут быть зрительные (сильный свет), звуковые (сильный стук), обонятельные (сильный, резкий запах), и так далее. Действие этих раздражителей можно объяснить законом силы. Чем сильнее раздражитель, тем более сильное возбуждение вызывает он в нервной системе; возникшее при этом концентрированное возбуждение, по закону отрицательной индукции, вызывает в окружающих его участках коры мозга торможение. Так возникает очаг оптимальной возбудимости, который в данном случае является физиологической основой непроизвольного внимания, вызванного сильнодействующим (относительно) раздражителем.

Контрастные раздражители, или процессы разного уровня, также вызывают непроизвольный интерес. Этим объясняется тот факт, что в абсолютной тишине мы улавливаем малейший шорох; если в классе тихо, то внимание привлекает негромкий голос учителя; ошибки в ученической тетради, подчеркнутые красной пастой более заметны, и ученик быстрее обратит на них внимание.

Эмоционально действующие факторы также способствуют организации непроизвольного внимания. Художественные картины и их репродукции, применяемые в качестве наглядных пособий, красиво проведенный эксперимент, прочувствованно прочитанное стихотворение, магнитофонные записи в хорошем исполнении – все это факторы, вызывающие непроизвольное внимание учащихся. Слово учителя способно вызывать у учащихся чувство радости, восторга, гнева, удивления и другие, всегда организует их непроизвольное внимание. Умело, используя силу эмоционально действующих факторов, учитель может управлять вниманием учащихся в процессе их обучения и восприятия.

Непосредственный интерес, с которым связаны увлекательность и занимательность объекта или деятельности. Также относится к числу факторов, способствующих организации непроизвольного внимания. Ученики обычно с большим вниманием слушают насыщенный фактами рассказ учителя, читают приключенческую литературу, разгадывают кроссворды. Шарады, ребусы, и тому подобное. Во всех этих случаях непосредственно интересный объект или деятельность вызывает у детей устойчивое непроизвольное внимание. Силу действия непосредственного интереса надо максимально использовать в процессе обучения в целях организации непроизвольного внимания учащихся.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Из истории возникновения раздела о движениях в школьном курсе геометрии
Геометрия – одна из наиболее древних математических наук, первые упоминания о которой можно найти в египетских папирусах (III тыс. до н.э.) и вавилонских клинописях. Одним из важнейших обогащений геометрии стало создание теории геометрических преобразований и, в частности, движений (перемещений). ...

Арт-терапия
Арт-терапия – реабилитационная технология, основанная на использовании средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и др. 1. Вид деятельности Художественно-творческая, прикладная, изобразител ...

Разработка форм учета производственного обучения
Каждое полугодие учебного года мастер производственного обучения подводит итоги, анализируя свою работу с группой для поиска более совершенных дидактических приемов и методов производственного обучения. Проверка того или иного уровня деятельности осуществляется в сочетании с определенной системой ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru