Наиболее простым видом внимания является непроизвольное.
Непроизвольным называют такой вид внимания, который возникает у человека без сознательно поставленной цели и волевого усилия. Часто такое внимание выступает в единстве с ориентировочным рефлексом. Ученик уронил книгу, с громким стуком она упала на пол, и все повернулись на стук – при этом у школьников возникло непроизвольное внимание. Учитель на уроке биологии показал таблицу, на которой изображена гигантская лягушка. Она вызвала интерес учащихся. Это тоже непроизвольное внимание.
Л.Г. Выгодский утверждает, что непроизвольное внимание является первичным врожденным процессом; оно свойственно не только человеку, но и животным и осуществляется при помощи нервных наследственных механизмов.
Непроизвольное внимание играет немалую роль в процессе обучения, поэтому учителю важно знать факторы, способствующие организации такого внимания; знание этих факторов дает возможность управлять непроизвольным вниманием учащихся, вызывать или предотвращать его появление в том случае, если оно может привести вред.
К первой группе причин относятся характер и количество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, его силу или интенсивность. Такими раздражителями могут быть зрительные (сильный свет), звуковые (сильный стук), обонятельные (сильный, резкий запах), и так далее. Действие этих раздражителей можно объяснить законом силы. Чем сильнее раздражитель, тем более сильное возбуждение вызывает он в нервной системе; возникшее при этом концентрированное возбуждение, по закону отрицательной индукции, вызывает в окружающих его участках коры мозга торможение. Так возникает очаг оптимальной возбудимости, который в данном случае является физиологической основой непроизвольного внимания, вызванного сильнодействующим (относительно) раздражителем.
Контрастные раздражители, или процессы разного уровня, также вызывают непроизвольный интерес. Этим объясняется тот факт, что в абсолютной тишине мы улавливаем малейший шорох; если в классе тихо, то внимание привлекает негромкий голос учителя; ошибки в ученической тетради, подчеркнутые красной пастой более заметны, и ученик быстрее обратит на них внимание.
Эмоционально действующие факторы также способствуют организации непроизвольного внимания. Художественные картины и их репродукции, применяемые в качестве наглядных пособий, красиво проведенный эксперимент, прочувствованно прочитанное стихотворение, магнитофонные записи в хорошем исполнении – все это факторы, вызывающие непроизвольное внимание учащихся. Слово учителя способно вызывать у учащихся чувство радости, восторга, гнева, удивления и другие, всегда организует их непроизвольное внимание. Умело, используя силу эмоционально действующих факторов, учитель может управлять вниманием учащихся в процессе их обучения и восприятия.
Непосредственный интерес, с которым связаны увлекательность и занимательность объекта или деятельности. Также относится к числу факторов, способствующих организации непроизвольного внимания. Ученики обычно с большим вниманием слушают насыщенный фактами рассказ учителя, читают приключенческую литературу, разгадывают кроссворды. Шарады, ребусы, и тому подобное. Во всех этих случаях непосредственно интересный объект или деятельность вызывает у детей устойчивое непроизвольное внимание. Силу действия непосредственного интереса надо максимально использовать в процессе обучения в целях организации непроизвольного внимания учащихся.
Создание условий для занятий
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т.п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Для дет ...
Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств
учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий ...
Психолого-педагогическая характеристика развития познавательной
деятельности детей с нарушениями интеллекта
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остают ...