І. Музыка в процессе преподавания литературы вводится:
как иллюстрированный материал, который имеет конкретную связь с темой;
с целью раскрытия общеэстетических категорий языком искусства, усиления эстетической значимости отдельных явлений;
как подготовительный фактор – создаёт эмоционально-образное настроение на соответствующий «тон» восприятия.
II. Литература на уроках музыки используется как:
подготовительный фактор – вступительная беседа для создания соответствующего эмоционального настроения;
вербальная интерпретация музыкальных произведений (раскрытие содержания музыкального произведения);
использование отрывков прозы и поэзии с целью закрепления или конкретизации художественных образов музыкального произведения.
Как видно, литература и музыка имеют широкие возможности объединения и дают простор методическому творчеству учителя. Наполнение уроков музыкой, разнообразие форм работы нетрадиционными методами обогащают мировосприятие детей и привлекают к выполнению конкретного учебного задания.
Так, работа над выразительным чтением требует прежде всего вдохновения, которое несомненно связано с эмоциональностью и стремлением к самовыражению. Учитель должен создать такие условия, в которых литературное произведение откроет свои тайны перед учеником и станет ему близким. Выразительное чтение также связано с интонацией и динамикой, терминами, что имеют музыкальные аналоги. Поэтому интегрированный урок. Выразительное чтение – музыкальный рассказ – будет наилучшим способом закрепления темы (Приложение).
Проанализировав программы «Чтение» и «Музыка» (1 – 4 классы) можно сделать вывод, что эти дисциплины имеют много общих тем и возможностей для объединения уроков.
Изучая методику подготовки современного урока языка и развития речи можно сделать вывод о том, что перспективнее будет являться организация познавательной деятельности учащихся, когда общей темой объединяются уроки родного языка с другими учебными предметами (чтением, природоведением, музыкой и др.).
Данный методический подход даёт возможность учителю спланировать систему уроков, в которой рационально объединяются разные их виды:
- вступительные с использованием межпредметных связей и интегрированных видов деятельности;
- уроки, на которых не применяется интеграция обучения, но готовят к последующим – обобщающим;
- итоговые уроки с широким применением интегрированных видов деятельности, присущих тем дисциплинам, что изучаются как самостоятельные предметы.
Тематическое единство дидактического материала создаёт мотив деятельности, даёт возможность объединить процесс познания родного языка с духовной жизнью ребёнка. Благодаря такой организации познания каждому ученику программируется путь от действий, общих с учителем, одноклассниками, – к самостоятельным; от деятельности подражания через конструктивную – к творческой.
Подводя итоги проведенного теоретического и практического исследования проблемы интеграции содержания образования в начальной школе, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.
Классификация понятий
Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное место.
Классификация является разновидностью деления понятия, представляет собой вид последовательного деления и образует развернутую систему, в которой каждый ее член (вид) делится на под ...
Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики
обучение воспитание педагогика
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - э ...
Народное музыкальное искусство Челябинского Урала
Народное музыкальное искусство Челябинского Урала славится своими традициями.
Самобытный, своеобразный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора Челябинского Урала образует нагайбакская культурная автономия, где широкое бытование в данный период времени имеют хороводные, ка ...