Особенности построения и проведения интегрированных уроков

Страница 3

Интегрированные связи большей степенью помогают реализации воспитательного потенциала содержания образования. Результатом таких связей является определённый «конгломерат знаний», который увеличивает свой «вес» не вследствие надмерного накопления информации, а путём выполнения синтеза взглядов, ценностных позиций и даже чувств.

Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности. Так, на уроке математики вывешивались красочные картины леса, луга, пруда, рисунки детей с изображением бабочек и стрекоз, а на уроке чтения при изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» на столе учителя стояли распустившиеся ветки, полученные путём «выгонки».

Особое значение для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках имеют проблемные вопросы, которые содержат видимое или подразумеваемое противоречие. Оно может отражать связь знаний из разных предметов и стать интегрированных вопросом. Однако применительно к урокам в начальной школе, с помощью подобных вопросов лучше создавать проблемную ситуацию. При изучении стихотворения С. Есенина «Черёмуха» ученики вместе с учителем выясняли признаки неживого и живого в природе, сравнивали движение ручейка (бежит, струится – признаки живого) и неподвижную черёмуху (признак неживого), искали доказательства для разрешения возникшего противоречия.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?

В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.

В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.

Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст способствует более яркому и образному восприятию, действительности, а художественное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме. (Приложение).

Учителю следует помнить о том, что каждый предмет имеет своё «эстетическое поле» и вхождение в него должно наполнять душу ребёнка ощущением радости и наслаждения. Только позитивные эмоции побуждают её к обучению, к новой познавательной деятельности. И только предметы художественного цикла приходят на помощь учителю, так как дают ребёнку целостное представление о художественной картине мира, устанавливают связь искусства с жизнью, наполняют её эмоциональным содержанием.

В основе принципа интеграции лежит синтезирование искусствоведческих предметов вокруг общих для всех дисциплин категорий (темп, ритм, динамика, импровизация и пр.). Поэтому начинать такую работу следует с детального анализа программ отдельных дисциплин с целью выделения общих тем и составления плана интегрированных уроков. Но прежде чем перейти к анализу программ по музыке, чтению, выясним объединение музыки и литературы в общем. Анализ позволил выявить следующее:

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Творческие способности учащихся
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираяс ...

Личность и индивидуальность
Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань – «человеческое в человеке» (индивидуальность) – и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в каждом присутствуют и животное начало (орган ...

Характеристика мизансценического решения
Выбран оптимальный способ отражения сценического действия, передачи смысла поступков и чувств персонажей, есть в театральном представлении образное отражение особо важных по смыслу моментов сценического действия. Расположение актеров в пространстве сцены в отдельные моменты спектакля была таковой, ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru