Особенности работы над поэтическим произведением

Страница 2

Для учащихся начальной школы очень сложно и трудно воспринимать текст лирического произведения , где необходимо понять все те поэтические средства и приемы, которые использовал автор, а именно , это мелодика, особенности синтаксиса. И учителю необходимо на уроке останавливать внимание на анализе лексической выразительности поэтического произведения более подробно.

Выразительные средства языка – это тропы, которые вызывают опять- таки определенную сложность у детей младшего школьного возраста. Трудность заключена в основном в том, что слова, употреблены в переносном значении. Но благодаря именно тропам поэтические произведения получают более яркую эмоциональную окраску, музыкальность, выразительность – все , что завораживает читателя.

Итак, какие тропы изучают школьники в начальных классах на уроках литературного чтения.

а) эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность;

б) сравнение- это сопоставление двух или более предметов, явлений, чтобы пояснить один из них;

в) метафора- слово употреблено в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким- либо другим на основании общих признаков;

г) олицетворение или одушевление неодушевленных предметов, наделение их свойствами живых существ;

д) аллегория или иносказание, т.е. изображение абстрактных понятий через определенные образы и предметы;

е) метонимия- сближение понятий по сходству;

ж) гипербола- это преувеличение художественное;

з) литота - антонимичность гиперболе, т. е. преуменьшение.

Все эти стилистические тропы помогают усилить эмоциональный смысл художественных образов в произведении.

Рассмотрим пример анализа лирического произведения.

В учебнике литературного чтения для 4 класса, авторы: С.В. Кузнецова, Е. В. Тимошина, издательства «Алматыкiтап баспасы» 2011г., есть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса- великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Мир поэзии классиков, в том числе Лермонтова богат метафорами, эпитетами, олицетворениями.

Например, эпитеты: «тучка золотая», «утеса-великана», « старого утеса», олицетворение: «задумался глубоко…», «тихонько плачет…», «весело играя…», метафора «на груди утеса-великана» и т. д.

Все эти стилистические приемы создают определенную пейзажную картину, словно, оживает перед глазами читателя красота горной природы, описанная Лермонтовым. Эти приемы дают школьнику представить в своем воображении раннее утро. Особую роль здесь играет мелодика данного произведения, которая помогает нам представить это утро, тишину, как играют первые лучи солнца. Понять особое отношение автора к пейзажам, окружавших, его в определенный период жизни.

Необходимо помочь учащимся осмыслить все изобразительно-выразительные средства поэтического языка Лермонтова.

Для этого можно спросить: что мы можем увидеть в начале и в конце стихотворения?

1 строфа - ночевала тучка;

2 строфа - идет пояснение где - на груди утеса- великана;

3 строфа – что происходит далее - утром умчалась и т. д. идет разбор стихотворения по строфам.

Затем делается вывод – как поэт описывает весь путь тучки и что происходит с утесом.

После разбора по строфам приступаем к работе над эмоционально- эстетическим окрасом произведения:

Как Лермонтов изображает явление природы?

С помощью, каких слов он олицетворяет предметы и явления?

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Взаимосвязь социальных и познавательных мотивов в формировании интереса к иностранному языку у пятиклассников
Целью работы было изучение факторов, влияющих на формирование интереса к предмету иностранный язык, и анализ уровня мотивации у контрольных классов. Исследование проводилось в пятом классе средней школы в период педагогической практики. Для получения более объективных результатов было проведено и ...

Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента проведён цикл занятий (8) по обучению элементам игры в баскетбол он проводился с декабря 2004 по март 2005 года. Ежедневно планировалась и проводилась индивидуальная работа по формированию умений действий с мячом. Для самостоятельной двигательной деятельности детя ...

Комплекс использованных логоритмических упражнений по устранению нарушений просодической стороны речи старших дошкольников со стертой формой дизартрии, проведение и последовательность
Содержанием занятий служат доступные детям дошкольного возраста разделы курса логоритмики. Сохраняется основной метод: внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ выразительных средств и отражение их в движении со словом. Для работы можно использовать следующие музыкальные п ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru