Для учащихся начальной школы очень сложно и трудно воспринимать текст лирического произведения , где необходимо понять все те поэтические средства и приемы, которые использовал автор, а именно , это мелодика, особенности синтаксиса. И учителю необходимо на уроке останавливать внимание на анализе лексической выразительности поэтического произведения более подробно.
Выразительные средства языка – это тропы, которые вызывают опять- таки определенную сложность у детей младшего школьного возраста. Трудность заключена в основном в том, что слова, употреблены в переносном значении. Но благодаря именно тропам поэтические произведения получают более яркую эмоциональную окраску, музыкальность, выразительность – все , что завораживает читателя.
Итак, какие тропы изучают школьники в начальных классах на уроках литературного чтения.
а) эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность;
б) сравнение- это сопоставление двух или более предметов, явлений, чтобы пояснить один из них;
в) метафора- слово употреблено в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким- либо другим на основании общих признаков;
г) олицетворение или одушевление неодушевленных предметов, наделение их свойствами живых существ;
д) аллегория или иносказание, т.е. изображение абстрактных понятий через определенные образы и предметы;
е) метонимия- сближение понятий по сходству;
ж) гипербола- это преувеличение художественное;
з) литота - антонимичность гиперболе, т. е. преуменьшение.
Все эти стилистические тропы помогают усилить эмоциональный смысл художественных образов в произведении.
Рассмотрим пример анализа лирического произведения.
В учебнике литературного чтения для 4 класса, авторы: С.В. Кузнецова, Е. В. Тимошина, издательства «Алматыкiтап баспасы» 2011г., есть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса- великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Мир поэзии классиков, в том числе Лермонтова богат метафорами, эпитетами, олицетворениями.
Например, эпитеты: «тучка золотая», «утеса-великана», « старого утеса», олицетворение: «задумался глубоко…», «тихонько плачет…», «весело играя…», метафора «на груди утеса-великана» и т. д.
Все эти стилистические приемы создают определенную пейзажную картину, словно, оживает перед глазами читателя красота горной природы, описанная Лермонтовым. Эти приемы дают школьнику представить в своем воображении раннее утро. Особую роль здесь играет мелодика данного произведения, которая помогает нам представить это утро, тишину, как играют первые лучи солнца. Понять особое отношение автора к пейзажам, окружавших, его в определенный период жизни.
Необходимо помочь учащимся осмыслить все изобразительно-выразительные средства поэтического языка Лермонтова.
Для этого можно спросить: что мы можем увидеть в начале и в конце стихотворения?
1 строфа - ночевала тучка;
2 строфа - идет пояснение где - на груди утеса- великана;
3 строфа – что происходит далее - утром умчалась и т. д. идет разбор стихотворения по строфам.
Затем делается вывод – как поэт описывает весь путь тучки и что происходит с утесом.
После разбора по строфам приступаем к работе над эмоционально- эстетическим окрасом произведения:
Как Лермонтов изображает явление природы?
С помощью, каких слов он олицетворяет предметы и явления?
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование
положительных взаимоотношений детей
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чув ...
Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
Познакомимся с одним из определений понятия «речевая деятельность»: «Речевая деятельность . представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредствованного языком и обусловливаемого ситуацией общения: приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с друг ...
Закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста
Традиционно в истории дошкольной дидактики теоретические основы обучения определялись исходя из общих дидактических характеристик процесса обучения, а именно:
- обучение основано на учете психологических закономерностей развития детей дошкольного возраста;
- опирается на ведущую роль педагога;
...