Для учащихся начальной школы очень сложно и трудно воспринимать текст лирического произведения , где необходимо понять все те поэтические средства и приемы, которые использовал автор, а именно , это мелодика, особенности синтаксиса. И учителю необходимо на уроке останавливать внимание на анализе лексической выразительности поэтического произведения более подробно.
Выразительные средства языка – это тропы, которые вызывают опять- таки определенную сложность у детей младшего школьного возраста. Трудность заключена в основном в том, что слова, употреблены в переносном значении. Но благодаря именно тропам поэтические произведения получают более яркую эмоциональную окраску, музыкальность, выразительность – все , что завораживает читателя.
Итак, какие тропы изучают школьники в начальных классах на уроках литературного чтения.
а) эпитет- определение при слове, влияющее на его выразительность;
б) сравнение- это сопоставление двух или более предметов, явлений, чтобы пояснить один из них;
в) метафора- слово употреблено в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета с каким- либо другим на основании общих признаков;
г) олицетворение или одушевление неодушевленных предметов, наделение их свойствами живых существ;
д) аллегория или иносказание, т.е. изображение абстрактных понятий через определенные образы и предметы;
е) метонимия- сближение понятий по сходству;
ж) гипербола- это преувеличение художественное;
з) литота - антонимичность гиперболе, т. е. преуменьшение.
Все эти стилистические тропы помогают усилить эмоциональный смысл художественных образов в произведении.
Рассмотрим пример анализа лирического произведения.
В учебнике литературного чтения для 4 класса, авторы: С.В. Кузнецова, Е. В. Тимошина, издательства «Алматыкiтап баспасы» 2011г., есть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утёса- великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Мир поэзии классиков, в том числе Лермонтова богат метафорами, эпитетами, олицетворениями.
Например, эпитеты: «тучка золотая», «утеса-великана», « старого утеса», олицетворение: «задумался глубоко…», «тихонько плачет…», «весело играя…», метафора «на груди утеса-великана» и т. д.
Все эти стилистические приемы создают определенную пейзажную картину, словно, оживает перед глазами читателя красота горной природы, описанная Лермонтовым. Эти приемы дают школьнику представить в своем воображении раннее утро. Особую роль здесь играет мелодика данного произведения, которая помогает нам представить это утро, тишину, как играют первые лучи солнца. Понять особое отношение автора к пейзажам, окружавших, его в определенный период жизни.
Необходимо помочь учащимся осмыслить все изобразительно-выразительные средства поэтического языка Лермонтова.
Для этого можно спросить: что мы можем увидеть в начале и в конце стихотворения?
1 строфа - ночевала тучка;
2 строфа - идет пояснение где - на груди утеса- великана;
3 строфа – что происходит далее - утром умчалась и т. д. идет разбор стихотворения по строфам.
Затем делается вывод – как поэт описывает весь путь тучки и что происходит с утесом.
После разбора по строфам приступаем к работе над эмоционально- эстетическим окрасом произведения:
Как Лермонтов изображает явление природы?
С помощью, каких слов он олицетворяет предметы и явления?
Организация процесса обучения детей раннего
возраста в современных образовательных программах
В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). В связи с этим, актуальной является задача проанализировать с этих позиций наиболее распространенные в настоящее время образовательные программы для дете ...
Построение и методика проведения занятий. Особенности руководства ими
Решающим условием обучения является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их физической подготовленности. При этом в полной мере необходимо учитывать интересы и возможности детей.
Процесс обучения двигательным действиям можно условно ...
Анализ результатов, обобщение, методические рекомендации по реализации
предложенных методик
Итак, развитие фонематического восприятия проходит в несколько этапов. Каждый этап имеет свое определенное значение. Далее хотелось бы остановиться на особенностях этих этапов.
Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха
На этом этапе проводятся упражнения на различен ...