Особенности работы над поэтическим произведением

Страница 1

Приобщая младших школьников к поэтическим произведениям, необходимо при этом расширять их кругозор. Этому способствуют различные виды и формы работ. Рассмотрим работу учителя над поэтическим произведением на уроках литературного чтения на примере лирических произведений.

Объектом лирического произведения является внутренний мир человека, его душа, мысли. Следовательно, основная идея лирического произведения - это переживания лирического героя, а именно его мысли , эмоции, его поведение, окружающий мир, но при этом не отображаются события как в эпическом произведении.

Лирика стремиться отразить внутренний мир человека, его прекрасные моменты жизни, окрашенные эмоциями и душевным состоянием.

Что же необходимо учитывать учителю при работе над лирическим произведением? Во-первых, для полноценного восприятия лирического произведения нужно соответствие эмоционального состояния читателя и переживания автора, переданные им в своем творении. Во-вторых, детей необходимо настроить на эмоциональный тон, заданный поэтом в тексте. При этом возможно использовать различные методы и приемы работы, например: обратиться к жизненному опыту ребенка; сообщить определенную информацию о личности поэта, о его чувствах; рассказать свое отношение к произведению; можно использовать различные задания творческого характера для создания эмоционального фона; можно рассказать предысторию написания данного поэтического произведения.

Конечно, необходимо первичное представление поэтического произведения при помощи выразительного чтения. Лучше читать произведение наизусть с красивым музыкальным сопровождением. Этот метод поможет вызвать у школьников определенные эмоции и чувства.

В начальной школе чаще всего изучают на уроках литературного чтения пейзажную лирику. При помощи этих произведений можно провести параллель между описанием природы и настроением поэта, его переживаниями. Поэтому педагог должен больше внимания уделять анализу поэтических картин, описанных автором в пейзажной лирике. Для того чтобы не произошло одностороннего анализа такого плана произведений, учитель должен не только проводить анализ природы, но и попытаться помочь осмыслить основное содержание лирического текста, т.е. какие чувства, мысли посещали героя произведения.

Можно использовать вопросы такого характера, как: какие чувства поэт отразил в этой картине? Как передал настроение с помощью описания времени года? Как музыку можно подобрать к описанию природы в этом стихотворении?

Учитель должен учитывать и определенные трудности, которые могут возникнуть при работе над лирическим стихотворением.

В первую очередь – это сложность восприятия лирического текста младшими школьниками. Восприятие маленькими детьми тонкостей описания пейзажа с использованием различных метафор, эпитетов и других стилистических троп и фигур малодоступно. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок еще не способен самостоятельно понимать внутренний мир чужого человека. В этом возрасте у младших школьников только начинают формироваться такие способности.

Еще одна трудность заключена в том, что дети младшего школьного возраста имеют маленький лексический запас, для выражения человеческих чувств, настроения и эмоций. Для того чтобы преодолеть такую трудность необходимо пополнять словарный запас учащихся при помощи прилагательных или словосочетаний, описывать свое настроение или погоду сегодняшнего дня. Затем использовать этот наработанный словарный запас при анализе лирического произведения.

Очень сложно ребенку этого возраста еще воспроизводить мысленно образы при чтении и анализе пейзажной лирики. Эта сложность разрешима, когда проводятся различные экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с явлениями природы. После экскурсии можно свои впечатления и переживания перенести на альбомный лист на уроке изобразительного искусства, а на уроке литературного чтения дополнить лирическим произведением, описывающим схожее явление природы. Так как внимательный зритель и слушатель в дальнейшем становиться вдумчивым читателем.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Формулировка сценарного хода, игровой и досуговой ситуации
Сценарный ход рожден замыслом, отразить в полной мере последствия поведения ребенка не желавшего быть вежливым и послушным. Показаны негативные последствия невежественного поведения. В случае драматургического конфликта мальчик Сережа не имеет возможности попасть обратно домой из заколдованного ле ...

Деятельность социального педагога по организации работы с педагогически запущенными детьми
Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливаются следующими этапами и составляющими социально-педагогической технологии: выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Чтобы ...

Цели и задачи обучения творческим работам слабослышащих школьников
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть совершенствоваться и реализовываться». Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru