Особенности работы над поэтическим произведением

Страница 1

Приобщая младших школьников к поэтическим произведениям, необходимо при этом расширять их кругозор. Этому способствуют различные виды и формы работ. Рассмотрим работу учителя над поэтическим произведением на уроках литературного чтения на примере лирических произведений.

Объектом лирического произведения является внутренний мир человека, его душа, мысли. Следовательно, основная идея лирического произведения - это переживания лирического героя, а именно его мысли , эмоции, его поведение, окружающий мир, но при этом не отображаются события как в эпическом произведении.

Лирика стремиться отразить внутренний мир человека, его прекрасные моменты жизни, окрашенные эмоциями и душевным состоянием.

Что же необходимо учитывать учителю при работе над лирическим произведением? Во-первых, для полноценного восприятия лирического произведения нужно соответствие эмоционального состояния читателя и переживания автора, переданные им в своем творении. Во-вторых, детей необходимо настроить на эмоциональный тон, заданный поэтом в тексте. При этом возможно использовать различные методы и приемы работы, например: обратиться к жизненному опыту ребенка; сообщить определенную информацию о личности поэта, о его чувствах; рассказать свое отношение к произведению; можно использовать различные задания творческого характера для создания эмоционального фона; можно рассказать предысторию написания данного поэтического произведения.

Конечно, необходимо первичное представление поэтического произведения при помощи выразительного чтения. Лучше читать произведение наизусть с красивым музыкальным сопровождением. Этот метод поможет вызвать у школьников определенные эмоции и чувства.

В начальной школе чаще всего изучают на уроках литературного чтения пейзажную лирику. При помощи этих произведений можно провести параллель между описанием природы и настроением поэта, его переживаниями. Поэтому педагог должен больше внимания уделять анализу поэтических картин, описанных автором в пейзажной лирике. Для того чтобы не произошло одностороннего анализа такого плана произведений, учитель должен не только проводить анализ природы, но и попытаться помочь осмыслить основное содержание лирического текста, т.е. какие чувства, мысли посещали героя произведения.

Можно использовать вопросы такого характера, как: какие чувства поэт отразил в этой картине? Как передал настроение с помощью описания времени года? Как музыку можно подобрать к описанию природы в этом стихотворении?

Учитель должен учитывать и определенные трудности, которые могут возникнуть при работе над лирическим стихотворением.

В первую очередь – это сложность восприятия лирического текста младшими школьниками. Восприятие маленькими детьми тонкостей описания пейзажа с использованием различных метафор, эпитетов и других стилистических троп и фигур малодоступно. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок еще не способен самостоятельно понимать внутренний мир чужого человека. В этом возрасте у младших школьников только начинают формироваться такие способности.

Еще одна трудность заключена в том, что дети младшего школьного возраста имеют маленький лексический запас, для выражения человеческих чувств, настроения и эмоций. Для того чтобы преодолеть такую трудность необходимо пополнять словарный запас учащихся при помощи прилагательных или словосочетаний, описывать свое настроение или погоду сегодняшнего дня. Затем использовать этот наработанный словарный запас при анализе лирического произведения.

Очень сложно ребенку этого возраста еще воспроизводить мысленно образы при чтении и анализе пейзажной лирики. Эта сложность разрешима, когда проводятся различные экскурсии, на которых учащиеся знакомятся с явлениями природы. После экскурсии можно свои впечатления и переживания перенести на альбомный лист на уроке изобразительного искусства, а на уроке литературного чтения дополнить лирическим произведением, описывающим схожее явление природы. Так как внимательный зритель и слушатель в дальнейшем становиться вдумчивым читателем.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности. Понятие «аудирование»
Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Брауном. А в России этот термин был введен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух». По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н «аудирование» - эт ...

Методы логопедического воздействия
Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами. Используется метод обучения, рассматриваемый в педагогике, как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на ...

Контрольный эксперимент, анализ эксперимента
Для подтверждения результатов формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент в конце марта 2005 года. В ходе его проведения продублировали методики констатирующего эксперимента: ведение мяча змейкой, передача и ловля мяча от стены, бросок мяча с прямой и под 45%. - бросок мяча в к ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru