В настоящее время одним из приоритетных направлений политики государства становится развитие образования детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). В связи с этим, актуальной является задача проанализировать с этих позиций наиболее распространенные в настоящее время образовательные программы для детей раннего возраста.
1) Программа воспитания и обучения в детском саду
Данная программа базируется на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1983, 1985) и является ее усовершенствованным вариантом. Программа воспитания и обучения детей младенческого и раннего возраста является составной частью данной программы.
В программе в отношении раннего возраста прослеживается установка на формирование формальных знаний и умений, часто не оправданных с точки зрения развития ребенка. Наиболее ярко это проявляется в характеристике возраста и показателях развития детей. Они отражают устаревший парциальный подход к развитию, основанный на выделении разрозненных характеристик из узкого круга областей жизнедеятельности ребенка и опираются на представления авторов о жестких возрастных нормативах развития в рамках микропериодизации в пределах 2-6 месяцев.
Так, например, показатели развития детей от полутора до 1г. 9 мес. сводятся к тому, что они должны уметь ориентироваться в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см., обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, ходить по ограниченной поверхности и раздеваться с помощью взрослого. Подобного рода требования содержатся и в показателях развития детей других возрастных периодов. Такой способ оценки ориентирует воспитателей не на индивидуальный подход, а на «подтягивание» ребенка к формальным одинаковым для всех требованиям.
В описании достижений в развитии детей в том или ином возрасте отсутствуют представления о целостном личностном развитии ребенка: его познавательной активности в сфере предметной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности, развитии таких личностных качеств, как инициативность, самостоятельность, целенаправленность, уверенность в себе, творческих способностей в разных видах деятельности. Развитие игровой деятельности представлено как усвоение заданных взрослым образцов игровых действий.
2. Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки»
Программа подготовлена коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. В качестве цели программы выдвигается разностороннее развитие ребенка от рождения до семи лет, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих его возрастным возможностям и требованиям, которые ставятся перед современным образованием.
Базисные характеристики личности включают в себя описание тех личностных качеств, которые формируются у детей к концу раннего возраста. К ним относятся компетентность в разных сферах развития (социальной, интеллектуальной, физической), инициативность в практической деятельности и общении, креативность и самостоятельность как фундаментальная характеристика ребенка на пороге дошкольного возраста.
Авторы программы предоставляют воспитателям и педагогам право по своему усмотрению, с учетом собственного профессионального опыта и возможностей детей, творчески использовать как предложенные в программе, так и другие педагогические технологии. Открытость программы позволяет воспитателям отходить от жесткой регламентации жизни детей, использовать гибкий режим игр и занятий, вводить разнообразные формы организации обучения с широким использованием детского экспериментирования, самостоятельного выбора детьми видов деятельности и их средств, коллективных работ и т.п.
Однако методические пособия к программе во многом сохраняют недостатки устаревшей учебно-дисциплинарной модели. Предлагаемые в пособиях методики организации игр и занятий отличаются формализмом, в них не отводится места личностному взаимодействию воспитателя с детьми. Занятия с детьми строятся по типу урока, на котором педагог дает задание, а дети выполняют его, подражая действиям взрослого. Преобладающей остается установка на формирование умений.
3) Программа воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха»
Программа «Кроха» разработана специалистами дошкольного образования г. Нижнего Новгорода и адресована родителям и воспитателям дошкольного учреждения. Программа охватывает все периоды развития ребенка от рождения до трех лет, включая подготовку матери к рождению малыша и разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания. Этот подход находит свое отражение в формулировках задач, конкретизации целей и отборе адекватных по содержанию методов воспитания и обучения.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного
возраста
1. Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры:
Исполнение воспитателем главной роли (Т.М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т.М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н. ...
Сущность понятия «дидактическая игра», её роль в процессе обучения детей
младшего школьного возраста
Долгое время в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и входила в состав занятий или как игровая деятельность вне отношения к обучению. Последние исследования позволяют использовать дидактические игры как форму обучения.
Педагогический опыт показывает, что одним и ...
История использования текстовых задач в России
В традиционном школьном обучении математике текстовые задачи всегда занимали особое место. С одной стороны, практика применения текстовых задач в процессе обучения во всех цивилизованных государствах идет от глиняных табличек Древнего Вавилона и других древних письменных источников, то есть имеет ...