Развитие речи на уроках физики

Страница 3

Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю . Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности . Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик”. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу – физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике.

Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности.

При активизации деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.

По Л. С. Выготскому, обучение и развитие происходят эффективно в том случае, если предлагаемые в процессе обучения задания по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня знаний обучаемого. Если предлагаемые сегодня проблемы учащийся может решить с помощью учителя, то завтра он сможет решать такие проблемы самостоятельно. Это ориентация на зону ближайшего развития — на завтра, а не на вчера в развитии ребенка. При таком подходе на каждом уроке перед учащимися нужно ставить трудные проблемы, требующие умственных усилий.

Выбор средств для мотивации к учению в основной школе очень небольшой. В этом возрасте большинство учащихся еще не задумываются всерьез о «далеком будущем» после окончания школы. Поэтому практически единственное средство мотивации учения — возбуждение интереса к изучаемому предмету, к предлагаемым проблемам.

Как же сделать процесс обучения физике интересным для всех учащихся? Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное внимание ко всему новому, ранее невиданному, неизвестному, яркому, эффектному. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с поиска ответов на такие вопросы:

На этом этапе нужно обратить внимание на тот факт, что физика как учебный предмет в сравнении с другими предметами обладает таким существенным потенциальным преимуществом, как возможность привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Долго ли может удерживаться внимание учащихся к изучаемой теме на уроке при наблюдении нового явления и обсуждении его? Способности учащихся в возрасте 12—14 лет удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5—10 мин. Как же может успешно продолжаться процесс обучения на уроке? Ключом к решению проблем обучения может послужить осуществление деятельностного подхода к процессу обучения.

Познание мира и развитие способностей человека происходят только в процессе его индивидуальной самостоятельной и активной познавательной деятельности. Поэтому все опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез, доступные и безопасные для самостоятельного выполнения школьниками, можно предлагать учащимся выполнять самостоятельно. Успешному изучению физики способствует самостоятельное взаимодействие с предметами окружающего мира, экспериментирование, участие в спорах при обсуждении результатов.

На уроках физики самый эффективный вариант сочетания проблемного метода обучения с деятельностным подходом к обучению — это предложение учащимся самостоятельных экспериментальных заданий.

Страницы: 1 2 3 


Другие статьи:

Взаимосвязь игры и детского конструирования
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение. Детское конструирование, и особен ...

Вид домашних упражнений на отработку умений решать геометрические задачи на построение
1. Геометрически задачи на построение, содержащие численные данные. Обычно данные величины являются совершенно произвольными. Но когда ученик ознакомился с приемом, посредством которого решаются задачи такого рода, то он обычно треугольник берет произвольных размеров и формы и делит его на число ч ...

Работа с видеофрагментами
Одна из основных возможностей видео не свойственная никаким другим средствам наглядности – это способность создания речевой среды, которой так недостаёт учащимся при обучении иностранному языку. Количество новых лексических единиц не должно превышать 3-7 и большинство из них учащиеся понять из сит ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru