Развитие речи на уроках физики

Страница 1

Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, социально-экономической, математической и технологической должна обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Но если рассмотреть разнообразные учебные программы и учебники, то можно заметить неувязки между ними и образовательными стандартами. Каково же соотношение и взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного направлений обучения?

Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Они знакомят учащихся с речевыми стилями. В учебниках русского языка для 5-9-х классов достаточно подробно рассматриваются художественный, публицистический, официально деловой стили. Но есть ещё один стиль – научный. Заглянув в гуманитарные учебники, можно убедиться, что внимание ему уделяется крайне мало. Что поделаешь, традиционно физика и лирика мало совместимы.

Но очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления. На уроках развития речи дети учатся использовать повествования, рассуждения, описания, свойственные научному речевому стилю. Повествование и рассуждение приобретают чёткую последовательность, и логичность, если ученик научен планированию устной и письменной речи, выделению наиболее важных моментов, обобщению сказанного.

Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

Упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы: “Составьте план .”, “Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”.

Упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия понятий, например: “Составьте сравнительную характеристику .”, “Сравните графики .”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие .?”.

На установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”

Учебники и другая литература по естественнонаучным предметам порой представляются подросткам совершенно недоступными для понимания и запоминания.

Если школьнику, начинающему изучать физику, предложить выписать из несложного параграфа учебника слова, смысл которых он не понимает, или предложение, которое не может воспроизвести, то иногда возникает удручающая картина.

Даже в учебнике 9-го класса встречается более 100 новых терминов, из них более половины трудны в написании, где учащиеся могут допустить грамматические ошибки.

Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: “допишите утверждение, начало которого записано…”, “вставьте пропущенные буквы в слова (физические термины, названия приборов, имена ученых)”.

Но для словарной работы требуется специальный дидактический материал. У нас составлена картотека трудных слов по физике, взятых из учебников 7-11-х классов. Ученики сами выбирали слова, которые у них вызывают затруднения в правописании или понимании. Эти же слова, написанные крупным шрифтом на стандартных карточках, могут быть расположены на доске под рубрикой “Пиши правильно”. Это способствует запоминанию их написания, так как у большинства людей память зрительная.

Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение понятия – вещь далеко не простая, и школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся терминов – существительных, а количество используемых глаголов и прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными, быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать – главная задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои варианты определения научного понятия, например: “Плотность – это …”, “Плотностью называется .”, “Плотность показывает…”, “Чтобы найти плотность, нужно .”

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Анималистическое искусство Е. Чарушина
Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни ...

Свойства внимания
Объем внимания определяется числом объектов, которые может быть охвачено вниманием в момент времени. Если ученику показать таблицу, на которой нарисован ряд предметов (независимо друг от друга), то в момент времени (1–2 секунды), он заметит несколько нарисованных предметов, что определит объем его ...

Особенности детского конструирования
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления да ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru