Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики

Информация о педагогике » Развитие учащихся в процессе обучения физике » Развитие интеллектуальных и практических умений учащихся на уроках физики

Страница 2

выбрать параметр процесса кипения, остающийся постоянным во время кипения;

выделить в параграфе учебника примеры, подтверждающие зависимость скорости диффузии от температуры тела;

разобрать условие задачи и выделить взаимодействующие тела, описать, что происходит с каждым;

указать в наблюдаемом процессе причину и следствие;

составить план исследования, выделив наиболее важные этапы работы.

Решение экспериментальных задач требует умение планировать эксперимент, что подразумевает правильный выбор оборудования, выдвижение гипотез и т.п. На первом этапе обучения физике даем учащимся общий алгоритм выполнения, т.е. знакомим с общими принципами экспериментального познания мира. В них отражена цепочка вопросов или "шагов", которые подсказывают, что нужно сделать. Для этого пользуемся листом "Учусь ставить эксперимент"

Самостоятельный эксперимент учащихся с успехом применяется не только как способ изучения нового, но и как способ закрепления и повторения пройденного материала. Для ряда лабораторных работ разработаны творческие задания.

Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент: придумайте способ измерения высоты дерева; исследуйте знак заряда наэлектризованных тел и др.

Уже на первых уроках обращаю внимание семиклассников на значение умения находить причинно-следственные связи: многие люди наблюдают одинаковые явления, но только понимание причинной связи привело Г. Галилея к открытию закона инерции, И. Ньютона к формулировке закона всемирного тяготения.

Для развития данного умения можно например составить одно предложение, объединив в нём с помощью союза "поэтому" два утверждения:

масса железного шарика больше массы деревянного такого же объёма;

плотность железа больше плотности дерева.

Какое из двух утверждений является причиной по отношению к другому, а какое - следствием? На своих уроках создаю условия, при которых школьники научились бы различать причинно-следственную связь и математическую зависимость. При изучении сопротивления проводника, выясняем экспериментально, что формула

,

представляющая зависимость сопротивления от напряжения и силы тока не отражает причинно-следственных связей, поскольку сопротивление проводника не изменяется при изменении напряжения на концах проводника и силы тока в нем. В то же время математическая зависимость силы тока от напряжения и сопротивления

,

представляющая математическую формулировку закона Ома для однородного участка цепи постоянного тока, отражает причинно-следственные связи: напряжение характеризует электрическое поле, действие которого на электрические заряды в проводнике обеспечивает упорядоченное движение зарядов.

Для развития умения сравнивать используются задания на сравнение трения скольжения и трения качения, молекулярного строения тел в разных агрегатных состояниях, заполняются сравнительные таблицы и другие. Конструируются целые уроки на сравнение по темам "Равномерное и равнопеременное движение", "Свободные и вынужденные колебания", "Электрическое и магнитное поле".

Развитию умения синтезировать способствуют задания:

из опытов сделать вывод о поведении тела при компенсации внешних воздействий;

после выполнения ряда заданий составить алгоритм решения задач по динамике;

подготовить рассказ по таблице, опорному конспекту, рисунку;

составить задачу по рисунку;

написать реферат или доклад, суммируя сведения из нескольких источников.

В простых задачах на классификацию требуется из перечня физических понятий сформулировать группу по заданным признакам:

из графиков выбрать те, которые характеризуют равноускоренное движение;

из приведенных слов записать те, которые представляют собой физическое явление.

При изучении темы "Источники света" учащиеся на основании материала в учебнике, сообщений должны заполнить таблицу:

Естественные источники света

Искусственные источники света

   

В более сложной разновидности задач на классификацию обучающимся предлагается разбить перечень физических понятий на группы, на основании сравнения этих понятий выделить их общие признаки. Например, какое слово лишнее среди следующих: метр, градус, сила, секунда, Паскаль? почему вы выбрали именно это слово?

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Поэтическое произведение, его основные виды
Поэзия - в переводе с греческого означает «творчество, стихотворение», представляет особый способ передачи организации речи. В современной культуре под поэзией понимают обычно один из видов искусства. В свою очередь поэтические произведения делят на следующие виды: лирика, эпос, драма. лирический ...

Методические рекомендации по обучению леворуких детей письму
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. Методом проб и ошибок, кропотливых поисков в научных публикациях и собственных инноваций постепенно выработался подход ...

Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru