выбрать параметр процесса кипения, остающийся постоянным во время кипения;
выделить в параграфе учебника примеры, подтверждающие зависимость скорости диффузии от температуры тела;
разобрать условие задачи и выделить взаимодействующие тела, описать, что происходит с каждым;
указать в наблюдаемом процессе причину и следствие;
составить план исследования, выделив наиболее важные этапы работы.
Решение экспериментальных задач требует умение планировать эксперимент, что подразумевает правильный выбор оборудования, выдвижение гипотез и т.п. На первом этапе обучения физике даем учащимся общий алгоритм выполнения, т.е. знакомим с общими принципами экспериментального познания мира. В них отражена цепочка вопросов или "шагов", которые подсказывают, что нужно сделать. Для этого пользуемся листом "Учусь ставить эксперимент"
Самостоятельный эксперимент учащихся с успехом применяется не только как способ изучения нового, но и как способ закрепления и повторения пройденного материала. Для ряда лабораторных работ разработаны творческие задания.
Большое значение имеют домашние наблюдения и эксперимент: придумайте способ измерения высоты дерева; исследуйте знак заряда наэлектризованных тел и др.
Уже на первых уроках обращаю внимание семиклассников на значение умения находить причинно-следственные связи: многие люди наблюдают одинаковые явления, но только понимание причинной связи привело Г. Галилея к открытию закона инерции, И. Ньютона к формулировке закона всемирного тяготения.
Для развития данного умения можно например составить одно предложение, объединив в нём с помощью союза "поэтому" два утверждения:
масса железного шарика больше массы деревянного такого же объёма;
плотность железа больше плотности дерева.
Какое из двух утверждений является причиной по отношению к другому, а какое - следствием? На своих уроках создаю условия, при которых школьники научились бы различать причинно-следственную связь и математическую зависимость. При изучении сопротивления проводника, выясняем экспериментально, что формула
,
представляющая зависимость сопротивления от напряжения и силы тока не отражает причинно-следственных связей, поскольку сопротивление проводника не изменяется при изменении напряжения на концах проводника и силы тока в нем. В то же время математическая зависимость силы тока от напряжения и сопротивления
,
представляющая математическую формулировку закона Ома для однородного участка цепи постоянного тока, отражает причинно-следственные связи: напряжение характеризует электрическое поле, действие которого на электрические заряды в проводнике обеспечивает упорядоченное движение зарядов.
Для развития умения сравнивать используются задания на сравнение трения скольжения и трения качения, молекулярного строения тел в разных агрегатных состояниях, заполняются сравнительные таблицы и другие. Конструируются целые уроки на сравнение по темам "Равномерное и равнопеременное движение", "Свободные и вынужденные колебания", "Электрическое и магнитное поле".
Развитию умения синтезировать способствуют задания:
из опытов сделать вывод о поведении тела при компенсации внешних воздействий;
после выполнения ряда заданий составить алгоритм решения задач по динамике;
подготовить рассказ по таблице, опорному конспекту, рисунку;
составить задачу по рисунку;
написать реферат или доклад, суммируя сведения из нескольких источников.
В простых задачах на классификацию требуется из перечня физических понятий сформулировать группу по заданным признакам:
из графиков выбрать те, которые характеризуют равноускоренное движение;
из приведенных слов записать те, которые представляют собой физическое явление.
При изучении темы "Источники света" учащиеся на основании материала в учебнике, сообщений должны заполнить таблицу:
Естественные источники света |
Искусственные источники света |
В более сложной разновидности задач на классификацию обучающимся предлагается разбить перечень физических понятий на группы, на основании сравнения этих понятий выделить их общие признаки. Например, какое слово лишнее среди следующих: метр, градус, сила, секунда, Паскаль? почему вы выбрали именно это слово?
Создание и редактирование векторного изображения. Сохранение и загрузка
векторного изображения
Данная тема является самой масштабной в рамках изучения графики в восьмом классе. Включает в себя три параграфа и на её изучение отводится три часа времени, за которые учащиеся должны освоить: объекты CorelDRAW, инструменты рисования. Познакомиться с такими понятиями, как заливка и абрис, научится ...
Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.
Книга с иллюстрациями
Воспитатель начинает занятие с обсуждения ...
Формы физического воспитания в семье
Пешеходные прогулки, более длительные походы являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.Туристские походы формируют чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи. Трудности похода вырабатывают выдержку, настойчивость, вынос ...