Основная задача этапа закрепления и совершенствования действий с мячом заключается в создании устойчивых, достаточно автоматизированных и вместе с тем гибких навыков. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх, включающих эти действия. Соблюдая постепенное усложнение обучения, на данном его этапе проводят игры, в которых игровое действие развертывается между несколькими группами (например «Мяч водящему», «Займи свободный кружок»). В дальнейшем дети уже в состоянии играть в более сложные игры в которых ведется счет между двумя командами («Мяч капитану», «Мяч ловцу»), а также и в баскетбол по облегченным правилам.
Необходимо отметить, что постепенное усложнение упражнений и игр с мячом, создание новых, разнообразных условий действий с ним обеспечивают быстрое формирование широкого диапазона навыков владения мячом. Правильный, четкий показ действий с мячом, сопровождаемый кратким, доступным ребенку пояснением, способствует созданию правильных и точных представлений о движениях, вызывает желание выполнять их.
На разных этапах обучения соотношение приемов показа и пояснения изменяется. Например, на начальном этапе формирования передачи мяча, когда складываются общие представления о действиях с мячом, ведущую роль играет показ, который обязательно должен быть подкреплен объяснениями. Поэтому в начале обучения передаче мяча целесообразно многократно демонстрировать ее на возможно более высоком уровне. Это создает у детей общее представление об изучаемом действии с мячом.
Стойку баскетболиста, передвижение по площадке, остановки, ведение мяча, броски в корзину и другие действия воспитатель сам показывает детям. А такие действия, как передача и ловля мяча, могут показывать дети, наиболее хорошо усвоившие их. Воспитатель подчеркивает, на что необходимо обратить внимание.
Несколько позже следует перейти к демонстрации передачи мяча в сочетании с объяснением, направляя внимание детей на более важные моменты действия: на исходно положение, а затем на бросок. На этапе совершенствования передачи мяча в упражнениях и играх объяснение дают в виде кратких указаний: «Провожай мяч на уровне груди партнера», «Опусти локти вниз» и т.д.
При обучении можно использоваться и прием практического выполнения детьми движений вслед за воспитателем, например передвижение в сторону приставным шагом. Некоторые несложные и знакомые действия с мячом они в состоянии выполнить по словесному указанию, на пример бросать мяч вниз и ловить, перебросить мяч товарищу.
При формировании действий с мячом целесообразно применять определенные зрительно-чувственные ориентиры, информирующие ребенка о протекании движения и его результатах.
Например, при обучении броскам мяча в корзину для выработки кинестетических ощущений бросания мяча по высокой траектории, а также создания зрительного образа ее детям можно давать упражнения в перебрасывании через высоко подвешенную сетку, шнур. Для корректировки движения возможными являются такие задания: ведение и передача мяча разного веса и разных размеров (резиновые мячи и мячи мини-баскетбола), броски мяча в корзину с закрытыми глазами. Выполнение таких заданий всегда сопровождается веселым смехом, шутками.
Кроме того, детей необходимо побуждать к словесным объяснениям наблюдаемых и собственных действий. Это помогает осознать движения, закреплять представления о действиях с мячом.
Обучение элементами баскетбола протекают более успешно при реализации всех обще дидактических принципов, но особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла действий ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подобрать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях, объясняет, почему именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скоростью и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре «Мяч капитану» следует только в том случае, если не можешь его передать партнеру; при приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком и т.д.
Россия: первые шаги в «общество знаний»
По разным причинам СССР не смог вовремя выйти из холодной войны, изменить цели своего развития, проект своего будущего так, как, например, сделал это Китай, и его правопреемнице, России, приходится начинать конкурентную борьбу за место под новым мировым экономическим солнцем заново. Определяющим з ...
Эмпирическое исследование по внедрению элементов полового воспитания в
школе
Эмпирическое исследование, проведенное в 10 «Б» и 10 «В» классах средней школы г. Советска, где не проводится планомерного полового воспитания учащихся, состояло из 3 этапов:
Предварительное тестирование и анкетирование учащихся, изучение отношения к проблемам полового воспитания в их семьях.
Пр ...
История города Орша
Орша расположена в верхнем течении реки Днепр, частично на склонах Оршанской возвышенности. Ее координаты: 54 градуса 30 минут северной широты и 30 градусов 25 минут восточной долготы.
Орша — центр Оршанского района, расположенного на юго-востоке Витебской области. Город является крупным узлом же ...