Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Информация о педагогике » Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся » Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе, при условии учета индивидуальных особенностей познавательных процессов каждого из учащихся и направленности содержания заданий на развитие их математического мышления. Экспериментальное исследование проводилось поэтапно в 6 «А» и 6 «Б» классах муниципального общеобразовательного учреждения – школы № 15.

Цель опытно-экспериментальной работы: проверить комплекс психолого-педагогических условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе.

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:

1. Констатирующий.

2. Формирующий.

3. Контрольный.

1. Констатирующий этап

Цель: диагностика исходного состояния организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики.

1) Побеседовать с учителем и задать ему следующие вопросы:

- Какое место на уроке занимает самостоятельная работа?

- Сколько времени на уроке отводиться самостоятельной работе?

- Какие по форме даются задания для самостоятельной работы?

- Какие виды самостоятельной работы используются?

- Используется ли дифференцированный подход при выборе заданий для самостоятельной работы?

- Какие методические пособия используются при подготовке самостоятельных (индивидуальных) заданий.

2) Выяснить какой класс по уровню успеваемости и развитию: просмотреть тетради учеников, оценки в журнале.

3) Выяснить, какие трудности учащиеся испытывают, выполняя задания самостоятельной работы, какие умения и навыки сформированы лучше, для этого необходимо ознакомиться с итогами прошедшей фронтальной самостоятельной работы.

Задачи:

1. Выделить критерии, по которым будет проводиться оценивание различных характеристик учащихся, и на основании полученных результатов впоследствии будут разрабатываться отдельные группы заданий для самостоятельной работы.

2. Подобрать комплекс методик, которые позволят выявить личностные особенности школьников, учет которых необходим при составлении заданий для самостоятельной работы.

На констатирующем этапе один класс (6 «А») был выбран в качестве экспериментального, другой (6 «Б») в качестве контрольного. Социально-психологический климат обоих классов приблизительно одинаков.

В состав экспериментального класса входят 24 человека (12 мальчиков, 12 девочек). В отношении к учебной деятельности учащихся в основном привлекает желание получить отметку (39%) и проверить свои знания (36%), а также возможность проявить самостоятельность (18%), реже пополнить и углубить знания (7%).

Большое внимание на констатирующем этапе было уделено выявлению уровня сформированности общеучебных умений.

При объяснении нового материала школьники внимательно слушают, но записи делают только в том случае, когда об этом им говорит учитель, также многие способны быстро и верно воспринимать новый материал, но при этом нельзя сказать, что у учеников присутствует высокий уровень сформироваыиости умения слушать.

При самостоятельном обращении к учебнику ученики данного класса в большинстве случаев могут разобраться с новым материалом, никогда не возникает такой ситуации, когда «все непонятно». Также они свободно могут пользоваться справочным материалом. Таким образом, можно сказать, что умение работать с учебной литературой в данном классе на среднем уровне.

При выполнении заданий среднего уровня сложности большинство учеников проявляют себя активно, но сталкиваясь с трудностями они заходят в тупик и не могут предложить нужного решения – следовательно, в данном классе умения применять знания в знакомой ситуации и умения применять знания в незнакомой ситуации находятся на среднем и низком уровне - соответственно.

Планировать свои действия и оценивать результаты школьники практически не умеют, поэтому данные виды учебных умений имеют низкий уровень сформированности.

Для оценивания также были выделены следующие группы критериев, которые впоследствии учитывались при отборе содержания заданий для самостоятельной работы, и на основании которых проводилась проверка эффективности использования самостоятельной работы учащихся при изучении математики.

Когнитивные критерии:

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Предпочитаемые профили обучения
Как правило, в учебно-методический комплект, обеспечивающий работу по любой из новых программ, входит методическое пособие для учителя, в котором приводится примерное тематическое планирование, требования к контролю знаний учеников, проведению практических занятий и т.д. И это можно только приветст ...

Дидактические возможности, типы и основные характеристики аудиовизуальных средств обучения английскому языку
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разн ...

Концепция личностно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку в общеобразовательной школе
Освоение любого языка, как родного, так и иностранного, требует задействования практически всех аспектов субъектного опыта ребенка. Именно поэтому для описания наиболее ключевых идей эффективного обучения иностранному языку в парадигме личностно-ориентированного образования наиболее удобно привлечь ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru