Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Информация о педагогике » Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся » Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Страница 4

Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.

Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Говоря о технологической стороне организации самостоятельной работы, в контексте нашего исследования мы выделили такие компоненты: целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.

При построении системы самостоятельной работы для эффективного ее применения необходимо учитывать особенности познавательных процессов учащихся: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Использование условий эффективного применения самостоятельной работы учащихся в опытной работе показало ее продуктивность. Так, на констатирующем этапе в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся, с различными характеристиками познавательных процессов и уровнем развития. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался в том, что для каждой из данных групп задания для самостоятельной работы подбирались индивидуально, при этом в ее содержание были также включены задания творческого, исследовательского характера.

Контрольный этап показал, что результаты обучения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Также мы можем говорить о более высоком уровне развития познавательных процессов, сформированности общеучебных и математических навыков и умений в экспериментальном классе. Это позволяет сделать нам вывод о том, что гипотеза исследования подтверждена, в ней целью самостоятельной работы являлось развитие математического мышления ученика, в содержание самостоятельной работы включены задания творческо-исследовательского характера; задания для самостоятельной работы подбирались индивидуально в соответствии с характеристиками познавательных процессов. Цель данной курсовой работы достигнута, задачи решены.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Развитие психомоторных функций в онтогенезе
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи. Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развити ...

Общие педагогические способности
Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как: - гностические; - проектировочные; - конструктивные; - коммуникативные; - орга ...

Методика экспериментального исследования
Экспериментально-практическое исследование проходило в специальной коррекционной школе VIII вида г.Саратова. В эксперименте принимали участие 25 детей, младшие школьники 9-10 лет. Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, была проведена следующая работа: - Изучили психологическую и педагогическую л ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru