Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Информация о педагогике » Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся » Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Страница 4

Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.

Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать следующим дидактическим требованиям: иметь целенаправленный характер; быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно; при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы; для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону; задания должны вызывать интерес у учащихся; самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс; при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков; при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Говоря о технологической стороне организации самостоятельной работы, в контексте нашего исследования мы выделили такие компоненты: целевой, содержательный и контрольно-корректировочный компоненты.

При построении системы самостоятельной работы для эффективного ее применения необходимо учитывать особенности познавательных процессов учащихся: памяти, мышления, воображения, восприятия, внимания.

Использование условий эффективного применения самостоятельной работы учащихся в опытной работе показало ее продуктивность. Так, на констатирующем этапе в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся, с различными характеристиками познавательных процессов и уровнем развития. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался в том, что для каждой из данных групп задания для самостоятельной работы подбирались индивидуально, при этом в ее содержание были также включены задания творческого, исследовательского характера.

Контрольный этап показал, что результаты обучения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Также мы можем говорить о более высоком уровне развития познавательных процессов, сформированности общеучебных и математических навыков и умений в экспериментальном классе. Это позволяет сделать нам вывод о том, что гипотеза исследования подтверждена, в ней целью самостоятельной работы являлось развитие математического мышления ученика, в содержание самостоятельной работы включены задания творческо-исследовательского характера; задания для самостоятельной работы подбирались индивидуально в соответствии с характеристиками познавательных процессов. Цель данной курсовой работы достигнута, задачи решены.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие статьи:

Развитие внимания и запоминания
Внимание и запоминание являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний, умений. Большое значение для развития зрительного внимания имеют игры с перемещением предметов в пространстве. Перемещение должно производиться медленно, так, чтобы д ...

Порядок аттестации по курсовым работам и оформления ее результатов
Законченная и полностью оформленная работа и ее электронная копия (на диске/дискете) не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии представляется руководителю для проверки и предварительной оценки. Студенты заочной формы (кроме обучающихся в группах выходного дня) обучения представ ...

Формы организации учебной деятельности
Известно, что обучение – это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс, необходимо его организовывать. Что же такое организация? В «Философс ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru