Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Информация о педагогике » Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся » Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Страница 2

гибкость знаний;

прочность знаний.

Деятельностные критерии:

сформированность общеучебных и специфических математических умений.

Личностные критерии позволяют оценивать

мотивы учебно-познавательной деятельности;

удовлетворенность самостоятельной работой;

математические способности школьника;

трудолюбие и работоспособность учащегося;

потребность в самообразовании, саморазвитии.

Общая успеваемость в экспериментальном классе по данным 6-го класса средняя. Класс сильно дифференцирован по уровню обученности и обучаемости. Как показало наблюдение у учащихся данного класса средний темп деятельности.

Контрольный класс состоит из 22 человек. У большинства из них ведущим мотивом является желание получить отметку (32%) и проверить свои знания (38%), а также возможность проявить самостоятельность (21%), реже пополнить и углубить знания (9%). По уровню сформированности общеучебных умений данный класс своими характеристиками мало чем отличается от экспериментальной группы.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа (см. приложение 1).

При обработке и анализе ответов были получены следующие результаты для контрольного и экспериментального классов:

Отношение к самостоятельной работе у учащихся обоих классов приблизительно одинаковое, в своем большинстве положительное.

В контрольном классе преобладают моральные мотивы самостоятельной работы, меньшая часть учеников руководствуется мотивами самообразования и самовоспитания при выполнении самостоятельной работы. В экспериментальной группе были получены немного другие результаты: помимо моральных мотивов, учащиеся также руководствуются и познавательными мотивами, но процент учащихся, которые стремятся к самообразованию, по-прежнему мал.

Большинство из учащихся экспериментального класса отдают предпочтение решению задач и выполнению упражнений. В контрольном классе выделяют метод работы с учебником.

Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.

В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

На данном этапе для нас также было важно определить особенности познавательных процессов учащихся и уровень развития навыков самостоятельной деятельности, а также способности к такому виду деятельности. Так как самостоятельная работа предполагает большой объем работы и творческую деятельность при выполнении некоторых заданий.

Формирующий эксперимент

Цель: проверка комплекса психолого-педагогических условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики.

После анализа результатов, полученных на первом этапе, внутри экспериментальной группы были выделены учащиеся с различными характеристиками познавательных процессов. Всего было выделено З группы учащихся: учащиеся с высоким уровнем развития познавательных процессов и общеучебных умений - 5 человек; учащиеся с средним уровнем развития познавательных процессов и общеучебных умений - 13 человек; учащиеся с низким уровнем развития познавательных процессов и общеучебых умений – 6 человек.

Исходя из анализа констатирующего эксперимента, можно составить следующий план работы:

1. Использовать на уроках математики все виды самостоятельной работы;

2. Составить карточки для индивидуальной работы с детьми;

3. Провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу в 2-х классах.

4. Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.

5. Использовать групповые самостоятельные работы.

6. Использовать в своей работе фронтальные самостоятельные работы.

7. Разработать методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке.

8. Прививать учащимся навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера посредством проведения самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Понятие векторного изображения. Представление о цветовых моделях. Назначение и элементы графического редактора
Данная тема включает в себя два параграфа, каждый из которых разбит ещё на два пункта. Разумеется, введение в работу с векторной графикой должно начинаться с рассмотрения понятия векторного изображения, а именно знакомством с понятиями о векторной и растровой графике и цветовых моделях. Кроме этог ...

Народное музыкальное искусство Челябинского Урала
Народное музыкальное искусство Челябинского Урала славится своими традициями. Самобытный, своеобразный и исключительно яркий в художественном отношении пласт фольклора Челябинского Урала образует нагайбакская культурная автономия, где широкое бытование в данный период времени имеют хороводные, ка ...

Программа предметно-практической деятельности
Практическая часть программы строится на воплощение каждой темы в материале и освоении соответствующей ему технике обработки, приемов работы, пользование инструментами. Разнообразие форм предметно-практической деятельности предполагает дальнейшее обогащение сенсорного опыта старшеклассников как ос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru