Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Информация о педагогике » Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся » Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Страница 2

гибкость знаний;

прочность знаний.

Деятельностные критерии:

сформированность общеучебных и специфических математических умений.

Личностные критерии позволяют оценивать

мотивы учебно-познавательной деятельности;

удовлетворенность самостоятельной работой;

математические способности школьника;

трудолюбие и работоспособность учащегося;

потребность в самообразовании, саморазвитии.

Общая успеваемость в экспериментальном классе по данным 6-го класса средняя. Класс сильно дифференцирован по уровню обученности и обучаемости. Как показало наблюдение у учащихся данного класса средний темп деятельности.

Контрольный класс состоит из 22 человек. У большинства из них ведущим мотивом является желание получить отметку (32%) и проверить свои знания (38%), а также возможность проявить самостоятельность (21%), реже пополнить и углубить знания (9%). По уровню сформированности общеучебных умений данный класс своими характеристиками мало чем отличается от экспериментальной группы.

Для выявления отношения учащихся к самостоятельной работе и отдельным ее видам; мотивы самостоятельной деятельности и потребности учащихся в педагогическом руководстве школьникам была предложена анкета закрытого типа (см. приложение 1).

При обработке и анализе ответов были получены следующие результаты для контрольного и экспериментального классов:

Отношение к самостоятельной работе у учащихся обоих классов приблизительно одинаковое, в своем большинстве положительное.

В контрольном классе преобладают моральные мотивы самостоятельной работы, меньшая часть учеников руководствуется мотивами самообразования и самовоспитания при выполнении самостоятельной работы. В экспериментальной группе были получены немного другие результаты: помимо моральных мотивов, учащиеся также руководствуются и познавательными мотивами, но процент учащихся, которые стремятся к самообразованию, по-прежнему мал.

Большинство из учащихся экспериментального класса отдают предпочтение решению задач и выполнению упражнений. В контрольном классе выделяют метод работы с учебником.

Многие учащиеся из обоих классов при ответе на вопросы указали, что им нужна помощь учителя при проверке и анализе результатов, а так же необходимы ответы учителя на вопросы, возникающие при выполнении задания.

В организации самостоятельной работы школьники предложили внести следующие перемены: исключить домашние задания, чаще предлагать творческие задания и задания на выбор.

На данном этапе для нас также было важно определить особенности познавательных процессов учащихся и уровень развития навыков самостоятельной деятельности, а также способности к такому виду деятельности. Так как самостоятельная работа предполагает большой объем работы и творческую деятельность при выполнении некоторых заданий.

Формирующий эксперимент

Цель: проверка комплекса психолого-педагогических условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики.

После анализа результатов, полученных на первом этапе, внутри экспериментальной группы были выделены учащиеся с различными характеристиками познавательных процессов. Всего было выделено З группы учащихся: учащиеся с высоким уровнем развития познавательных процессов и общеучебных умений - 5 человек; учащиеся с средним уровнем развития познавательных процессов и общеучебных умений - 13 человек; учащиеся с низким уровнем развития познавательных процессов и общеучебых умений – 6 человек.

Исходя из анализа констатирующего эксперимента, можно составить следующий план работы:

1. Использовать на уроках математики все виды самостоятельной работы;

2. Составить карточки для индивидуальной работы с детьми;

3. Провести по окончании формирующего эксперимента самостоятельную работу в 2-х классах.

4. Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.

5. Использовать групповые самостоятельные работы.

6. Использовать в своей работе фронтальные самостоятельные работы.

7. Разработать методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке.

8. Прививать учащимся навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера посредством проведения самостоятельной работы.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Систематизация приемов повышения вычислительной культуры для практической работы учителя
Предлагаемое в качестве приложения к выпускной квалификационной работе пособие рассчитано в основном на школьников 5–6 классов, однако многие его упражнения полезно предлагать учащимся средних и старших классов. Это пособие предназначено как для работы в классе на уроке, так и для самостоятельной ...

Учебный проект «Книга профессий»
На сегодняшний день классификаций профессий по различным признакам достаточно много. Наиболее интересной является классификация, представленная отечественным психологом Е.А. Климовым. Он выделил пять основных типов профессий: 1. Человек-человек; 2. Человек-знаковая система; 3. Человек-природа; ...

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи
Г.Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru