Педагогически запущенные дети как объект деятельности социального педагога

Информация о педагогике » Педагогически запущенные дети как объект деятельности социального педагога

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Эта ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, ее противоречивостью, нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей и подростков. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я-концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии). Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности.

В направлении изучения педагогической запущенности проводились исследования М.А. Алемаскиным, С.А. Беличевой, П.П. Блонским, В.П. Кащенко, И.В. Козубовской, Э.Г. Костяшкиным, С.С. Моложавым, В.Н. Мясищевым, А.А. Невским, Р.В. Овчаровой, Н.И. Озерецким, и другими.

Проблема: в чем состоит деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми, обеспечивающая наиболее полное решение этого вопроса.

Цель исследования: обозначить деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми и разработать программу коррекции педагогической запущенности, произвести оценку ее эффективности.

Объект исследования: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми.

Предмет исследования: педагогически запущенные дети как феномен деятельности социального педагога.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности.

Задачи исследования:

· проанализировать существующие подходы к понятию «педагогическая запущенность» в различных источниках;

· разработать и внедрить программу для социальных педагогов по организации коррекционной работы с педагогически запущенными детьми;

· проверить эффективность реализованной коррекционной программы.

Теоретические основы исследования: социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми И. В. Невского, теория педагогической запущенности Р.В. Овчаровой, и другие.

Методы исследования:

· Теоретические: анализ социально-педагогической литературы по проблеме исследования;

· Эмпирические: беседы с подростками и педагогами, эксперимент, наблюдение, диагностика, анкетирование, моделирование.

Методики исследования: социальный паспорт личности ребенка, комплексная экспресс-диагностика педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова), модифицированный опросник.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материалов по проблеме педагогической запущенности и раскрытии деятельности социального педагога с педагогически запущенными детьми.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать программу коррекции педагогической запущенности и ее результатов для социальных педагогов общеобразовательных школ.

На защиту выносится положение:

· деятельность социального педагога с педагогически запущенными детьми эффективна при условии ее системности и наличии специально созданной программы коррекции педагогической запущенности;

· Программа коррекции педагогической запущенности.

База практического исследования: МОУ СОШ № 7 г. Балашова.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка литературы, списка сокращений, приложений.


Другие статьи:

Аутентичность социального контекста
Затрагивая проблему аутентичности социальной ситуации на уроке, М Брин отмечает, что класс представляет собой уникальный социальный контекст, в рамках которого создаются условия для удовлетворения потребностей участников ситуации — учеников — в информации о языке. Главной функцией этого социальног ...

Разработка урока изучения нового материала для 10-го класса по теме «Решение тригонометрических уравнений»
Общая тема: «Тригонометрические функции». Тема урока: «Решение тригонометрических уравнений» Тип урока: Изучение нового материала. Цели: Ввести способы решения тригонометрических уравнений, приводящиеся к алгебраическим уравнениям. Развивать представление о тригонометрических уравнениях, как ...

Методы обучения, их классификация
После завершения оживленной дискуссии по проблеме методов обучения, которая проходила в 60-е годы, появилось несколько буквально взаимоисключающих определений понятия <метод обучения> и около двух десятков классификаций методов обучения. До сих пор нет единого видения структуры метода обучен ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru