Выбор темы художественно-творческой части дипломной работы

Информация о педагогике » Народные ремесла в системе художественного образования » Выбор темы художественно-творческой части дипломной работы

Страница 1

Мода на изделия художественного творчества в настоящее время приобрела форму китча. На всевозможных лотках красуются матрешки, рисунки на пасхальных яйцах из дерева. Также подчас пародируют проблемы русской глубинки, а изделия из Ржели старательно имитируют не слишком оригинальные анекдоты о новых русских. Также множество однообразных, стандартных изделий широкого спроса из бересты.

Исходя из этого, выбором данной темы, последовало то, что захотелось выполнить творческую работу эксклюзивную, с большим творческим простором, доступную в материале. И через ряд изученной литературы выбор пал на изделие из бересты.

В культурном наследии нашего народа особую художественную ценность представляют изделия из бересты.

Береста - древнейший из древесных материалов, использующийся в художественных промыслах. В берестяных изделиях сохранилась редчайшая для нашего времени архаичная стилистика и техника. Поэтому удивительно разнообразны и выразительны их узоры и формы.

Береста - антисептик. В хлебницах и туесах из бересты не появляются грибок и плесень. Береста имеет эффект мембраны: забирает лишнюю влагу из продуктов (соль, сахар, хлеб, крупы), не позволяют продукту высохнуть или “задохнуться”.

Береста оказывает положительное влияние на человека: нормализует давление, снимает головную боль, повышает жизненный тонус. Таковы удивительные свойства этого природного материала.

В берестяных изделиях русских мастеров материал никогда не скрывался, а напротив, всегда был открыт и ощутим. Берестяные изделия сельских мастеров большей частью не орнаментированы. Таковы, например, бураки или туеса для крупы, соли, молока, сметаны, ягод. Ровная, гладкая поверхность сосуда отмечена лишь легкими поперечными полосками естественного рисунка бересты. Законченность форме придают чуть выступающие ободки донца и верхнего края, а также деревянная крышка с ручкой - петелькой. Технология изготовления туеса определена не только стремлением мастера сделать прочный, не пропускающий влагу сосуд, но и безупречное по форме изделие, в котором бы ничто не нарушало ясности и красоты конструкции. Даже шов, скрепляющий наружный пласт бересты, декоративен и согласуется с естественным рисунком материала.

В искусстве разных народов при всем своеобразии форм и декора изделий заметен единый подход по бересте как к поделочному материалу. Это проявляется прежде всего в конструировании предметов, которые отличает округлость форм, мягкость сгибов, что подчеркивает пластичность материала и выявляет его красивый золотистый цвет и фактуру.

Бытовые берестяные изделия составляли часть повседневного крестьянского обихода. Они постоянно находились перед глазами, их часто брали в руки, поэтому эти вещи не могли быть неудобными, неуклюжими. Берестяные изделия всегда выделяет найденность формы, это единение материала и формы и составляет красоту предметов.

Благодаря своим природным качествам, береста оказалась тем благодатным материалом, на который легко можно было нанести любой знак, символ, слово (берестяные грамоты), орнамент.

Можно выделить десять способов художественной обработки бересты: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, мозаика (стачивание, смешивание различно окрашенных кусков бересты), раскрашивание, профилировка краев, накаливание, нанесение узора штампом. Бересту вываривали в рыбьем жире (позднее - в жире с водой), иногда предварительно окрашивали в черный цвет или прокапчивали, смачивали смолой, прямоугольные лубяные коробки раскрашивали оленьей кровью, слегка разбавленной настоем ольховой или лиственной коры - и все это придавало берестяному изделию новые функции украшения жилища, напоминая о дарителе, мастере.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Понятие как форма мышления
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания — ощущений, восприятий, представлений. Например, в данном апельсине мы ощущаем его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других св ...

Гипотеза исследования
«Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ...

Опытно-экспериментальная работа по проверке условий, способствующих формированию самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку условий формирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении математики в школе, при условии учета индивидуальных особенностей познавательных процессов каждого из учащихся и направленности содержания заданий на развитие ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru