Иноязычное произношение и его разновидности

Страница 2

Прежде всего следует выделить разновидности аппроксимированного произношения по крайним точкам или степеням их приближенности к орфоэпическому произношению. Таковыми являются: 1) аппроксимированное произношение, наименее близкое к орфоэпическому и могущее быть названным «минимально аппроксимированное произношение» и 2) аппроксимированное произношение, наиболее близкое к орфоэпическому, которое предлагается именовать «максимально аппроксимированным произношением».

Минимальным является такое аппроксимированное произношение, которое полностью свободно лишь от фонологических ошибок, но может содержать довольно большое количество нефонологических ошибок, включая даже и грубые нефонологические ошибки (последние указываются в практической части).

Максимальным является такое аппроксимированное произношение, которое полностью свободно и от фонологических, и от грубых нефонологических ошибок, но может содержать некоторое количество мелких нефонологических ошибок. Остальные степени приближенности аппроксимированного произношения к орфоэпическому произношению, находящиеся между этими двумя крайними точками, настолько различны и многочисленны, что установить их градацию или классификацию не представляется возможным.

Фонетический материал, который содержится в программе по иностранным языкам для средней школы (в рамках образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку), предусматривает обучение учащихся средней школы не минимально, а максимально аппроксимированному английскому произношению. Так, программа включает такой пункт: «Отсутствие смягчения согласных». Между чем, говоря строго фонологически, смягчение согласных в английском языке — не фонологическая ошибка и поэтому не входит в минимально аппроксимированное произношение.

Из легкости установления однозначного объема минимально аппроксимированного произношения нельзя делать вывода, что учителя должны специально обучать своих учеников только минимально аппроксимированному прозизношению — в том смысле, что они должны считать ошибками и исправлять те черты иноязычного произношения учащихся, которые входят в другие градации аппроксимированного произношения или даже в орфоэпическое произношение и были приобретены самими учащимися путем имитации произношения их учителей. Например, если некоторые учащиеся аспирируют английские глухие взрывные [р], [t], [k] перед ударными гласными, учитель не должен добиваться неаспирированного произношения этих согласных лишь потому, что аспирация не является фонологической чертой английского языка (ее нарушение представляет собой нефонологическую ошибку, и, следовательно, ее соблюдение не входит в минимально аппроксимированное английское произношение).

При введении звука учителя должны перечислить и продемонстрировать все его признаки — как различительные, обязательно входящие в минимально аппроксимированное произношение, так и неразличительные, входящие в максимально аппроксимированное произношение и в орфоэпическое произношение. Но учитель не должен тратить на уроке время на то, чтобы добиваться от каждого учащегося правильного воспроизведения неразличительных черт звука. Так, например, при введении английского [t] учителя обязаны указать на то, что в отличие от русского [т], произносимого кончиком языка, прижимаемым к внутренней поверхности верхних зубов, английское [t] произносится кончиком языка, прижимаемым к бугоркам над верхними зубами (альвеолам) и к тому же с придыханием (аспирацией) перед ударным гласным (сам механизм аспирации должен быть объяснен раньше при введении английского [р] ).

Иными словами, минимально аппроксимированное произношение — это та нижняя граница, нарушение которой хотя бы одним учащимся школьные учителя обязаны предотвратить всеми силами и всеми имеющимися в их распоряжении средствами.

Владение теми или иными градациями качества иноязычного произношения может служить одним из факторов при оценке успеваемости учащихся по иностранному языку. «Так, владение минимально аппроксимированным произношением - это «проходной балл» По произношению, который оценивается отметкой «удовлетворительно» (3). Владение максимально аппроксимированным произношением дает учащемуся право на оценку «отлично» (конечно, при соответствующих оценках по остальным аспектам иностранного языка).

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, ...

Программа Е. Рылеевой "Как помочь дошкольнику найти свое Я"
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии "Открой себя", структура которой представлена в лестнице социальной зрелости. Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания. В книге содержится описание индивидуальных занятий взросл ...

Особенности организации коллективной формы учебной деятельности на различных этапах урока
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей, о которых говорит в своей книге В.К. Дьяченко: 1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя». 2. Ближайшая цель каждого участника занятий: и «ученика», и «учителя» ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru