Урок № 1.
Тема: Знакомство с элементами росписи.
Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи.
Задачи:
· Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи.
· Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и навыки в изображении симметричной фигуры.
· Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, усидчивость, трудолюбивого человека.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.
Оборудование:
· для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски;
· для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.
Оформление классной доски:
1. Тема урока.
2. Чистый лист для работы учителя.
3. Наглядное пособие (элементы орнамента).
4. Наглядное пособие (элементы орнамента).
План урока:
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Итог урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Объяснение нового материала.
Учитель объясняет значение в народном искусстве башкирского орнамента, который является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхняя и нижняя полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга. В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый, а в узорах налобных повязок – хараусов – имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика скотоводческого народа и более позднее его модификации: спиралевидные и S – образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями. Кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков. Эти элементы никогда не повторяются у мастериц в композициях узоров, а все время варьируются, превращаясь то в сплошной ковровый узор, то в причудливые сочетания фантастических образов. Ромбический мотив составляет земледельческую основы башкирского орнамента, а ромб постепенно становится программой Жизни и Блага. Ромб, также как и кускар, интерпретируется то в своей плоскости, то со своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны. Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется он как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство. Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. По ходу урока показываю элементы видов росписей. Объясняю ребятам, что почти каждый элемент в башкирской росписи симметричен. Поэтому его легко вписать в геометрические фигуры – прямоугольник или квадрат. Показываю пример росписи на листе бумаги, прикрепленном на классной доске.
3. Самостоятельная работа учащихся.
По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать правильное выполнение на классной доске.
Создание условий для занятий
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т.п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Для дет ...
Современные проблемы высшего образования
В течение длительного времени число выпускников вузов в мире составляло лишь небольшую часть каждой возрастной группы. Эти специалисты были ориентированы на ограниченное количество областей деятельности и не испытывали практически никаких трудностей в поиске работы, обеспечивающей им высокий по ср ...
Отечественные и зарубежные подходы к проблеме использования нетрадиционных
техник рисования
В свете последних изменений в социально-экономической и мировоззренческой сферах Российского общества встал вопрос об обновлении методов реализации концепции дошкольного воспитания. Ключевыми позициями обновления советского детского сада стали охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей ...