Методика обучения Башкирской росписи на уроках изобразительного искусства в школе

Информация о педагогике » Эстетическое воспитание учащихся профильных классов при обучении дизайну » Методика обучения Башкирской росписи на уроках изобразительного искусства в школе

Страница 1

Урок № 1.

Тема: Знакомство с элементами росписи.

Цель урока: Ознакомить учащихся с видами и элементами Башкирской росписи.

Задачи:

· Обучающая: научить выполнять простые элементы башкирской росписи.

· Развивающая: аккуратность в выполнении задания, глазомер, формировать графические умения и навыки в изображении симметричной фигуры.

· Воспитывающая: воспитать умение видеть национальные особенности и красоту природы родного края, усидчивость, трудолюбивого человека.

Тип урока: комбинированный.

Методы: демонстрационно-наглядный метод, беседа, рассказ, педагогический рисунок учителем на доске.

Оборудование:

· для учителя – изображение различных элементов башкирской росписи, чистый лист бумаги, кисть, акварельные краски;

· для учащегося – альбом, акварельные краски, кисть.

Оформление классной доски:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/574752/img6.gif

1. Тема урока.

2. Чистый лист для работы учителя.

3. Наглядное пособие (элементы орнамента).

4. Наглядное пособие (элементы орнамента).

План урока:

1. Организационная часть.

2. Объяснение нового материала.

3. Самостоятельная работа учащихся.

4. Итог урока.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Объяснение нового материала.

Учитель объясняет значение в народном искусстве башкирского орнамента, который является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Башкирский орнамент симметричен, узоры располагаются либо бордюром, либо отдельными розетками, либо сплошной сеткой или используются эти приемы одновременно. Композиционное построение его определяется назначением, формой и размерами украшаемых предметов, например, келямы (ковры) расчленены на поле и канву. Поле составлено из элементов, расположенных в два, три, а иногда и в четыре ряда, а канва – из ритмически повторяющегося ленточного орнамента. Канва полотенца украшается тремя рядами, центральное поле ярко и красочно орнаментировано более крупными элементами, а верхняя и нижняя полосы более мелкими и зеркально повторяют друг друга. В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый, реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый, а в узорах налобных повязок – хараусов – имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов: кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав – тематика скотоводческого народа и более позднее его модификации: спиралевидные и S – образные завитки, а также ромбы с его многоплановыми вариациями. Кускар – символ производительной деятельности человека, плодородия. Все остальные орнаментальные фигуры кускарного происхождения получаются в силу природного таланта башкир к импровизации за счет дополнительных спиралевидных завитков. Эти элементы никогда не повторяются у мастериц в композициях узоров, а все время варьируются, превращаясь то в сплошной ковровый узор, то в причудливые сочетания фантастических образов. Ромбический мотив составляет земледельческую основы башкирского орнамента, а ромб постепенно становится программой Жизни и Блага. Ромб, также как и кускар, интерпретируется то в своей плоскости, то со своими пределами, превращаясь в многоплановые модификации. Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки, которыми украшаются в основном еляны. Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется он как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство. Для башкирского орнамента характерны геометрические и растительные элементы, а также криволинейные узоры в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. По ходу урока показываю элементы видов росписей. Объясняю ребятам, что почти каждый элемент в башкирской росписи симметричен. Поэтому его легко вписать в геометрические фигуры – прямоугольник или квадрат. Показываю пример росписи на листе бумаги, прикрепленном на классной доске.

3. Самостоятельная работа учащихся.

По ходу самостоятельной работы учащихся учитель должен работать индивидуально с каждым учеником и на общие ошибки обращать внимание всего класса, т.е. показывать правильное выполнение на классной доске.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Из истории возникновения раздела о движениях в школьном курсе геометрии
Геометрия – одна из наиболее древних математических наук, первые упоминания о которой можно найти в египетских папирусах (III тыс. до н.э.) и вавилонских клинописях. Одним из важнейших обогащений геометрии стало создание теории геометрических преобразований и, в частности, движений (перемещений). Д ...

Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков
По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральны ...

Общие формы учебной работы учащихся
В современной дидактике понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные, групповые и индивидуальные формы учебной работы. Они пронизывают весь учебный процесс. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и др. Они могут применяться как на об ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru