Игра как метод коррекции

Страница 1

Методов коррекции на сегодняшний день очень много. Одним из методов коррекции является игра.

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты - все это представляет диагностическую ценность для психолога.

Использование игры в качестве коррекционно-терапевтического средства берет начало в первом десятилетии XX в. Игротерапия как метод выросла из попыток применить в работе с детьми психоаналитический подход. Впервые идея использования игры в качестве вспомогательного метода была реализована З. Фрейдом в 1913 г. Опыт выявления истинного источника символической игры через цепь ассоциаций, реализованный З. Фрейдом, вошел в историю как "случай маленького Ганса". В русле психоанализа велись исследования М. Клейн и А. Фрейд.

Игра в истории и развитии человечества сравнима по возрасту со временем появления самого человека. Имеет важное значение в его жизни, развитии, воспитании. Ф. Шиллер, оценивая значение игры, сказал так: “Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет".

Игре как специфической разновидности человеческих действий посвящено много исследований, создано много теорий игр. Одну из первых создал Ф. Врубель, рассматривая игру как проявление потребности самовыражения ребенка. Игре посвящены работы К. Гросса, В.В. Давыдова, К. Круса, М. Лазаруса, С.Л. Рубинштейна, Т. Спенсера, Й. Хэйзинга, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина.

Игра занимала внимание и Ж. Пиаже. Однажды поделившись мыслями с Эйнштейном об исследовании детских игр в ответ из его уст он услышал следующее: “Тайна атомного ядра - детская игра по сравнению с тайной детской игры".

В науке существует особое направление - теория игр. Создано множество классификаций игр. В соответствии с одной из них можно выделить игры функциональные, тематические, конструктивные, дидактические, спортивные, военные и получившие широкое распространение деловые игры.

Теорию игры, ее социальную природу, внутреннюю структуру, а также ее значение в развитии ребенка изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.

М. Клейн (1932) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Игра ребенка носит спонтанный характер, а психотерапевт, с ее точки зрения, - пассивная фигура.

А. Фрейд (1946), наоборот, считала, что в игре находят отражение реальные жизненные отношения и что ею можно управлять. В своей работе она использовала миниатюрные куклы, изображающие членов семьи. А. Фрейд настаивала, чтобы родители участвовали в игротерапии для коррекции их отношения к воспитанию.

Кроме психоаналитического направления на сегодняшний день выделяется еще несколько теорий игротерапии, среди которых игровая терапия отреагирования (Д. Леви), игровая терапия построения отношений (Д. Тафт, Ф. Аллен), недирективная терапия (В. Акслайн).

Игровая терапия отреагирования, или "облегчающая психотерапия" Д. Леви (1933), предполагает заранее разработанный план игры, распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагаются в готовом виде несколько вариантов решения проблемы.

В рамках недирективной терапии В. Акслайн (1947) терапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает атмосферу безопасности, безусловного принятия чувств и мыслей ребенка.

В отечественной психологии в этой области наиболее известны исследования А.С. Спиваковской и А.И. Захарова. А.И. Захаров разработал методику игротерапии, которая является частью комплексного воздействия на ребенка. Предполагается воздействие на ребенка через беседу, спонтанную игру, направленную игру, внушение. Игротерапия, с точки зрения А.И. Захарова, выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

В комплексе с игрой для реализации коррекционной и терапевтической функций можно использовать рисование, психогимнастические процедуры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Коммуникативные игры
«Сиамские близнецы» Цель: развитие концентрации внимания, сплочение группы. Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Что ...

Классификация конкретных форм организации обучения
Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – закрепления и совершенствования их, третье – проверки усвоения знаний, сформированности умений и навыков и т.д. В зависимости о ...

Методическая аутентичность учебного текста
Итак, в работах зарубежных исследователей описываются различные аспекты аутентичности в приложении к учебному процессу. При всем многообразии подходов по прежнему остается открытым вопрос о достижении определенного равновесия между требованиями лингвистики и социолингвистики, с одной стороны, и ме ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru