Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит вне классной и внешкольной работе, а также факультативному обучению. Большой вклад в разработку содержания и методику эстетического воспитания учащихся во внеклассной работе внесли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский. С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский показали и на опыте доказали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое просвещение с художественным творчеством учащихся. При этом школьники получают возможность проявить свою индивидуальность, выразить себя и утвердиться в коллективе, обогатить свой жизненный и эстетический опыт. Конкретное содержание, а также формы и методы эстетического воспитания в модернизации школьного образования раскрыты в пособии «Примерное содержание воспитания школьников». Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс. В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена: www.ektu.kz
1) эстетическое просвещение,
2)развитие эстетических чувств,
3) обогащение опыта художественной деятельности.
Эстетическое просвещение учащихся на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это — беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, дискотеки, клубы друзей искусства и др. Наиболее эффективной формой эстетического просвещения учащихся средних и особенно старших классов являются факультативные занятия, которые могут быть организованы по изучению как общих основ теории и искусства, так и отдельных направлений и жанров искусства. В средних классах необходима продуманная система бесед по эстетике. Неоценимое значение для художественного образования старшеклассников имеют лекции по искусству, проводимые по плану. Специальные исследования показали, что школа является основной базой лекционной работы с учащимися. При этом отмечена следующая закономерность: чем выше уровень школьной лекционной работы, тем выше и показатель свободного неорганизованного потребления лекционной информации вне школы. Лекции по искусству несут в себе, как правило, два вида воздействия: на интеллект и на чувства школьников. В методическом отношении важно, чтобы прослушивание музыки, показ произведений искусства, т. е. непосредственное обращение к чувствам учащихся, не доминировали над размышлением об искусстве. Ценимой учащимися формой познания основ эстетики является чтение книг по искусству. Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. Известную искусствоведческую информацию школьники получают на занятиях кружков, хотя их основное назначение — практическое приобщение учащихся к литературе и искусству. В процессе художественного просвещения учащиеся должны познакомиться с различными направлениями и жанрами искусства, включая те, которые их особенно интересуют. Но вместе с тем должен быть строго проведен целенаправленный отбор как теоретического материала, так и произведений искусства, чтобы предупредить односторонность в их оценке и развить у школьников интерес к высокохудожественным произведениям. Среди форм и методов эстетического воспитания учащихся во внеклассной и внешкольной работе особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Речь идет о просмотре кино- и телефильмов, прослушивании музыки и художественном чтении, посещении выставок произведений изобразительного искусства, театра. Основное назначение этих форм эстетического воспитания состоит в обогащении и дифференциации чувственно-эстетического опыта школьников. Опыт школ убеждает в том, что систематическое слушание, например, классической музыки постепенно приводит к ее пониманию учащимися и развивает интерес к ней. Следует, однако, учесть, что любое непосредственное восприятие произведений искусства требует известного предварительного и сопутствующего просвещения, но этот рациональный момент воспитания не должен оттеснять эмоционального восприятия произведений искусства. При подготовке и проведении музыкальных лекториев, вечеров, дискотек важно четко определять их основную цель, чтобы обеспечить соответствующее сочетание работы мышления и чувств учащихся, а главное — позаботиться о правильной идейной направленности этих встреч. Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Что касается подростков и старшеклассников, то они нередко две трети своего свободного времени отдают телевидению и кинематографу. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в особо тонком и последовательном педагогическом руководстве, которое призвано обеспечить формирование:
Анализ урока производственного обучения
Специальность: штукатур, маляр, плиточник.
Проводил: Процко Е.И.
Тема урока: приёмы набрасывания раствора из сокола.
Цель урока:
v Обучающая: освоить приемы набрасывания раствора с помощью сокола.
v Развивающая: развить у учащихся творческого подхода к выполняемой работе, в устранении ошибок. ...
Особенности формирования произношения в 5 классе
На каждом уроке, независимо от его цели, преподаватель обязан обращать внимание учащихся на произношение, что должно находить выражение не только в исправлении ошибок при изучении нового материала, но и в систематическом повторении того или иного ранее изученного фонетического материала.
На урока ...
Технология проектирования и организации личностно-ориентированных учебных занятий
по развитию представлений школьников о музыкальной жизни Челябинского Урала в новейшее
время
Популярность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной деятельности обучающихся обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичног ...