Понятие эстетического воспитания школьников старших классов

Информация о педагогике » Эстетическое воспитание учащихся профильных классов при обучении дизайну » Понятие эстетического воспитания школьников старших классов

Страница 5

а) умения учащихся отличать полноценные в идейно-художественном отношении произведения от слабых и низкопробных,

б) способности разбираться в сложной и противоречивой жизненной реальности,

в) невосприимчивости к недостойным человека поступкам.

Словом, важно научить школьников правильно смотреть кино- и телефильмы. В ряде школ страны с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое главное - создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров. Формами обогащения художественного опыта учащихся во внеклассной работе являются творческие кружки, театральные и хореографические объединения учащихся, любительские изостудии, школьные вечера, олимпиады и др. Их главное назначение в школах и внешкольных учреждениях — развивать творческую активность учащихся. Школьники добровольно избирают студию, кружок или секцию и под руководством опытного руководителя-педагога пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном или каком-либо другом творчестве. В искусстве, как в познании и труде, созидание должно преобладать над потреблением. Например, даже систематическое и внимательное слушание хорошей музыки еще недостаточно для приобщения школьника к музыкальному искусству. Школьник должен стать исполнителем музыкальных произведений. Исполнитель глубже понимает и острее чувствует музыку, ее ритм и мелодию. Особенно большое значение для глубокого познания искусства и перехода к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ее ценность состоит в проигрывании определенных социально-художественных ролей, во многом основанных на творческой фантазии учащихся. Согласно открытому Л. С. Выготским «закону реальности чувств», самые фантастические переживания школьника всегда протекают на совершенно реальной психологической основе. Школьная художественная самодеятельность не ставит своей целью подготовить артиста или музыканта, хотя многие выдающиеся деятели искусства первоначально были участниками художественной самодеятельности. Через искусство школьники приобщаются к активной общественной деятельности. Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.

У старших школьников возможности для эстетического освоения мира и свои формы деятельности осуществляются на: лекциях по интересам, кружкам самодеятельной авторской песни, диспуты по проблемам искусства, дискотеки, изучение и работа по сохранению памятников культуры. Ценно то, что эстетика жизни школьников органично пронизывает идейное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Родители с учетом своих возможностей используют те же средства и методы эстетического воспитания, что и школьные педагоги. Первая обязанность родителей — создать благоприятные условия для эстетического развития детей. К этим условиям относятся: художественно оправданная обстановка в доме и вокруг него; подобранные со вкусом предметы искусства, библиотека, телевизор, музыкальные инструменты, проигрыватель или магнитофон и др. А главное, отношения в семье, отвечающие требованиям эстетики и морали. Но условия оказывают развивающее влияние лишь при активном отношении к ним детей. В этом случае даже минимально необходимые условия успешно формируют эстетическую культуру учащихся. Наиболее эффективными являются воспитательные воздействия родителей, осуществляемые в совместном с детьми труде и досуге. Коллективная уборка квартиры, посадка деревьев и цветов у дома и другой труд радуют и восхищают детей своим результатом.

Большое эстетически-воспитательное значение в семье имеют общие и семейные праздники. На всю жизнь остаются в памяти красиво сервированный стол, музыка, совместные прогулки, песни, стихи и др. Чтение как средство эстетического воспитания ничем заменить нельзя – ни телевидением, ни Интернетом. Родители могут обратить внимание детей на красоту художественного слова и образа. Восхищение красотой передается детям, подросткам. Чтение становится предметом семейного обсуждения в свободные часы. Телевизор объективно является действенным средством художественного образования и воспитания детей в семье. Но таковым он становится при условии его разумного использования, а именно: избирательного просмотра передач, их детьми с помощью родителей, эстетического восприятия произведений искусства. В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, т.к. современный Интернет – это, в первую очередь, информация, а информация в нашем мире, как известно, это очень мощное орудие, иногда даже оружие . В связи с этим возникает вопрос: насколько необходимым и, конечно же, продуманным в аспекте влияния на человека является столь интенсивное развитие современной вычислительной техники, компьютерных сетей и новых информационных технологий? Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащиеся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека. Компьютеризация и интернетизация общества не обошла стороной и современное образование. Создание компьютерных классов, использование Интернета на уроках, школьные творческие задания, которые требуют от ученика наличия навыков работы на компьютере и в Интернете – всё это является одной из объективных причин освоения подростком «нового жизненного пространства» (Дж. Сулер) – киберпространства. Если старших школьников не обучать позитивному использованию возможностей и ресурсов Интернета как социокультурного феномена и современного социального института, не учитывать мощный социализирующий и воспитательный потенциал интернет-среды, то у нас и нет оснований удивляться тому, что происходит сейчас в подростковой среде: безоговорочно следуя тенденциям технического развития, старшие школьники испытывают на себе многие негативные последствия киберсоциализации: кибераддикцию, технофобии, уход от реальности и др. Дальнейшее развитие интернет-технологий объективно требует обязательного учёта знаний, накопившихся не только у технических, но и у общественных и гуманитарных (особенно – у психолого-педагогических) наук, что призвано способствовать обеспечению «безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации человека» (В.А. Плешаков) в интернет-пространстве на основе раскрытия социально-педагогического потенциала Интернета как социального института и фактора позитивной социализации молодёжи. Музыка в современной семье — обычное дело. Но к сожалению, чаще всего она звучит лишь в записях. Всеми доступными средствами родители должны приобщать детей к музыке, исполняемой на музыкальных инструментах. Но и слушанием музыки, воспроизводимой в записи, надо руководить, учитывая три момента: помощь детям в отборе записей, регулирование частоты слушания и громкости воспроизведения музыки. Во многих семьях стало хорошей традицией проводить выходные дни за городом в лесу, у реки, а зимой на лыжах. Опытные родители, обучая детей умению беречь природу, не упускают случая подчеркнуть: «Смотри, как это красиво!» Большое эстетически-воспитательное значение имеют семейные посещения художественных и краеведческих музеев и выставок, филармонии, театра и кинотеатра. Эти формы эстетического воспитания обладают возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных жизненных ситуациях. При этом важно обращать внимание детей на эстетически-положительное в людях, так как недостатки всегда виднее их достоинств. Одна из вечных проблем семьи — одежда, обувь, косметика подростков и старшеклассников. Наилучшего результата в воспитании высокохудожественного вкуса добиваются те родители, которые не навязывают своего мнения, но с учетом возраста, места, времени и современных требований помогают взрослеющим детям понять и соблюдать требования эстетики в одежде и личной жизни. Непременным условием успеха родителей в эстетическом воспитании детей является постоянная связь со школой и сотрудничество с учителями и воспитателями. Этот вид педагогической деятельности осуществляется учителями в союзе с пионерской, комсомольской организациями и родителями учащихся. Правильно поставленное эстетическое воспитание направлено на побуждение школьников к самовоспитанию. Оно же призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся. Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. Вместе с тем его правомерно рассматривать в качестве относительно самостоятельного процесса. По степени развития самовоспитания учащихся можно судить об эффективности и качестве целостного воспитательного процесса. Методами и средствами самовоспитания выступают преломленные через личность школьника методы и средства эстетического воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

История полового воспитания в контексте развития общества
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью четкого о ...

Особенности и возможности логоритмики
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопеди ...

Типы элективных курсов
В научно-методической литературе условно выделяют три типа элективных курсов: I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. Элективные курсы повыше ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru