Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся

Информация о педагогике » Текст–рассуждения как один из видов работы над развитием речи учащихся начальных классов » Типы текстов. Структурные и языковые особенности текста-рассуждения. Устные рассуждения в речи учителей и учащихся

Страница 1

Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уроках обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. Рассмотрим возможности реализации задач развития речи на уроках русского языка, а конкретно – роль рассуждения как средства развития речи.

Одна из особенностей методов обучения применительно к работе по развитию речи заключаются в их сочетании с таким дидактическим средством, как текст, что вполне понятно: задача учителя – научить школьников создавать текст.

«Текст» употребляется в методике как синоним слова высказывание в значении «результат речевой деятельности», чаще применительно к письменному высказыванию (текст статьи, текст изложения, анализ текста, но и текст устного выступления).

речь младший школьник рассуждение

Повествование, описание, рассуждение – традиционно в методике это школьные жанры сочинений. В сущности же это определенные типы текстов. Каждый из них имеет свои структурные и языковые особенности. Если в ходе высказывания – ход, развитие действия, временные отношения, перед нами – повествование; если раскрытие признаков предмета – определительные отношения, мы строим описание; если же главное – аргументация, выявление причинно-следственных отношений, мы создаем рассуждение. Элементы повествования и описания в рассуждении играют такую же подчиненную роль, как описание и рассуждение в рассказе или элементы повествования и рассуждения в описании.

В сочинениях-повествованиях рассказывается о каком–нибудь событии, которое развертывается во времени, имеет динамику. Поэтому общая схема повествования такова: а) начало события; б) его развитие; в) конец события.

Описание – это такое ученическое сочинение, в котором раскрываются признаки предмета, отобранные пишущим в зависимости от задачи высказывания, его замысла. Поэтому оно строится по другой композиционной схеме: а) часть, в которой передается общее впечатление от предмета, указывается его назначение, дается оценка; б) часть, в которой раскрываются признаки предмета, подтверждающие его общую характеристику.

В рассуждении обычно различаются следующие части: тезис – часть, содержащая мысль, которая будет доказываться; доказательная часть, содержащая аргументы. При этом порядок частей, как в описании, так и в рассуждении может быть различным. В этих текстах может быть и третья часть, подчеркивающая высказанное ранее впечатление от предмета, его оценку (в описании), содержащая вывод (в рассуждении). В простом рассуждении объясняется или доказывается одна мысль и обычно формулируется один вывод, в более сложных – несколько мыслей и соответственно делается более обобщенный вывод или несколько выводов.

Обобщенно характеристику различных типов речи можно представить в такой схеме:

Понятие о рассуждении, принятое в логике, лингвистике и методике обучения языкам существенно отличаются. При первоначальном исследовании текстов типа рассуждения лингвисты рассматривали ихс точки зрения соотнесенности с логической формой, выделяя посылки и умозаключение. Считалось, что если существует возможность преобразования человеческого, обычного высказывания в соответствующую логическую структуру, то это текст типа рассуждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Интегрированный урок
В современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями ш ...

Причины общего недоразвития речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндо ...

Проблема формирования фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР в литературе
Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе. Его можно встретить в учебниках по психологии и по методике русского языка для студентов педагогических колледжей и педагогических университетов, в учебных программах, в методически ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru