Психолого-лингвистические основы речевой деятельности

Страница 4

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов, деревень, рек, озёр и так далее (деревня «Катериновка», «Чёрный Дол», «Камышенка», фамилии «Некрасов», «Кузнецов», реки «Десна», «Шуя», имена «Владимир», «Всеволод»).

Обычно выделяют следующие лексико-семантические темы:

работа с синонимами;

работа с омонимами;

работа с антонимами и паронимами;

работа со словами иноязычного происхождения;

работа с устаревшими словами;

работа с многозначными словами;

работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессивность;

работа с новообразованными словами;

работа с фразеологизмами;

работа с тропами;

составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы учащихся:

Обнаружение слова в тексте.

Семантизация – занесение в словарик, формирование соответствующего понятия.

Выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов и так далее.

Введение новых слов в текст, в свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.

3. Грамматический уровень. На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Это достигается упражнениями, тренировкой, то есть построением словосочетаний и предложений разнообразных типов.

Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли. Виды речевых упражнений со словосочетаниями:

установление связей внутри словосочетания, фиксация этих связей на письме;

толкование значений словосочетаний вне предложения и в нём;

систематическое изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;

составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчинённых слов по ассоциации;

выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;

исправление речевых ошибок в словообразовании;

редактирование текста.

Предложение – минимальная единица речи. Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и систематические (построение, конструирование предложений).

По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.

Упражнения на основе образцов:

чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;

заучивание стихов и прозы;

составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;

составление предложений, аналогичных данному.

Конструктивные упражнения – опираются полностью или частично на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений.

Виды конструктивных упражнений:

восстановление деформированного текста;

деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;

то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложений и текста;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Понятие математических навыков
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки – важная составляющая математических навыков. Поэтому для начала нужно рассмотреть их общее понятие. Большая часть математических нав ...

Методы осуществления учебного информационного взаимодействия на базе информационных ресурсов портала
В качестве психолого-педагогических условий осуществления УИВ на базе ресурса портала можно выделить: использование педагогически значимой учебной информации, доступной из ресурса; взаимодействие с ресурсом в рамках учебного телекоммуникационного проекта; использование телеконференций образователь ...

Организация опытно-эксперементального исследования процесса реализации здоровье сберегающих технологий в начальном образовании
Изучив теоретические основы реализации, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы поставили цель - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоро ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru