Психолого-лингвистические основы речевой деятельности

Страница 6

Например:

введите в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения;

исключите из текста лишнее (повторения);

устраните непоследовательность в изложении материала, внесите необходимую правку (необходимые исправления) в текст сочинения (отредактируйте текст).

4. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового).

Например:

составьте план текста, тезисы к нему;

изложите подробно (сжато) такую-то часть текста или весь текст;

подготовьте сообщение на такую-то тему на основе данного текста;

ответьте на вопрос, поставленный в тексте, и т. д.;

перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого интересного эпизода;

разверните данный сюжет (сюжетную схему) в рассказ;

запишите услышанный рассказ и т.д.

5. Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего (в полном смысле этого слова) текста.

Например:

составьте план сочинения, тезисы выступления;

напишите сочинение на такую-то тему или на одну из данных тем;

напишите сочинение на данную тему в двух жанрах (заметки и репортажа); в двух стилях (деловое и художественное описание);

напишите отзыв о сочинении товарища;

Разумеется, приведенная выше группировка упражнений весьма условна. Анализ, как правило, сочетается с синтезом, сравнение предполагает отвлечение и обобщение и т. д. Кроме того, в реальном педагогическом процессе различные по характеру и сложности задания сочетаются между собой, объединяются общей задачей, требующей решения. В общем виде «движение» от первой группы упражнений к последней программирует нарастание трудностей. Но сложность выполнения задания зависит от степени участия преподавателя в работе, от его помощи учащимся. Трудность воспроизведения текста зависит от его объема, содержания, языкового оформления. Сложность сочинения определяется его темой, жанром, источником получения материала. Таким образом, внутри упражнений одной группы может быть своя граница трудностей (сложности) упражнений.

Общепринятого определения понятия « текст» в лингвистике пока нет. Большинство лингвистов выделяют такие признаки текста: наличие группы предложений, их смысловая связность, единство предмета речи (темы), наличие основной мысли и ее развития, структурная связь предложений. Понимание отличительных особенностей текста позволяет достаточно четко определить те умения, которые важно формировать у младших школьников в ходе учебной работы.

Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной последовательности и связывать их между собой – вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие статьи:

Особенности мышления при речевых нарушениях
Т.Б. Филичева и Г.А. Чиркина, характеризуя особенности интеллектуальной сферы детей с ОНР, отмечают: "Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети, однако отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения ...

Понятие и значение проблемы сиротства в России
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настояще ...

Аутентичность учебных заданий
Изучая проблему аутентичных учебных заданий, многие исследователи проводят грань между этапами формирования и практического применения навыков. На этом основании авторами выделяются и два типа учебных заданий: skill-getting и skill-using, pre-communicative и communicative, language-learning и lang ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru