соединение 2-3 предложений в одно;
построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);
выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.
Виды творческих упражнений:
задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;
даются опорные слова или сочетания;
-задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
4. Уровень текста. Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершённостью, определённой внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними. В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём направлениям или методам: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие. Упражнения подразделяются также на устные и письменные:
- устный пересказ прочитанного в различных вариантах;
- различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;
- различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
- сочинение по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному и самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
- записи по наблюдениям, ведение дневников;
- различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
- статьи в газеты, отзывы о прочитанном.
По тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп упражнений.
Рассмотрим каждую из них.
1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту.
Среди заданий этой группы упражнений выделяются:
а) задания, требующие в основном анализа текста.
Например:
определите (найдите) основную мысль высказывания, сформулированную автором;
позицию, с которой описывается местность (автор указывает на эту позицию);
часть, в которой содержится доказательство ., в которой дается описание того-то и т.д.;
озаглавьте отрывок словами текста;
проследите зависимость употребления таких-то языковых средств от задачи (замысла) высказывания и т. д.;
найдите (определите) в тексте лишнее;
часть, которую следовало бы расширить;
неудачно введенные в текст цитаты и т.д.;
объясните правку текста, произведенную автором, и т. д.;
б) задания, требующие при анализе сравнения текстов.
Например:
сопоставьте план, тезисы и конспект;
укажите общее в данных текстах и их отличия (сравниваются тексты на одну тему, но различающиеся замыслом, жанром, стилем, композиционной формой и т.д.).
2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.
Задания в этих упражнениях требуют анализа, абстрагирования, обобщения и определенных речевых действий, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста (но не текст в целом).
Например:
сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора;
озаглавьте текст (придумайте заголовок);
составьте композиционную схему текста.
3. Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют исправления текста, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или обновленные (переработанные) части текста.
Разработка коррекционно-развивающей программы для детей дошкольного
возраста
При разработке коррекционно-развивающей программы необходимо учитывать возрастные особенности в рамках дошкольного периода. Так в младшей группе (3-4 года) ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить ...
Опытно-экспериментальная работа по
исследованию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста ДОУ №121 города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст исследуемых детей 5-7 лет.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить ...
Профессионально-педагогическая ролевая игра как прием повышения речевой
активности учащихся
Ролевое общение обладает большими возможностями для дальнейшего совершенствования учебного процесса по иностранному языку путем формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной и коммуникативной деятельности.
Игра – особо организованное занятие, тр ...