План решения любой задачи на построение представляет собой цепочку основных построений, приводящих к цели, можно рассматривать как некоторый алгоритм и, следовательно, их можно использовать и в старших классах как содержательный материал курса информатики и вычислительной техники.
Задачи на построение изучаются в школе в течение трех лет — в 7, 8, 9 классе. Согласно требованиям к математической подготовке учащихся 7-9 классов в результате изучения курса "Геометрия" учащиеся должны овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
Ø изображать геометрические фигуры, указанные в условиях теорем и задач, и выделять известные фигуры на чертежах и моделях;
Ø проводить доказательные рассуждения в ходе решения типичных задач;
Ø вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства и формулы;
Ø выполнять основные построения циркулем и линейкой, решать несложные комбинированные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
Ø применять аппарат алгебры и тригонометрии в ходе решения геометрических задач;
Ø использовать векторы и координаты для решения стандартных задач (вычисление длин и углов, сложение векторов и умножение вектора на число).
На изучение раздела "Основные задачи на построение. Решение задач на построение с помощью циркуля и линейки" учебным планом предусмотрено следующее количество часов:
Класс |
Тема |
§§ |
Количество часов |
7 |
Равенство треугольников. Задачи на построение. Решение задач по теме "Треугольники" (в составе этой темы – задачи на построение) Соотношения между сторонами и углами треугольника. Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение. |
Гл.II §4 Гл.IV §4 |
17 3 3 16 3 |
8 |
Четырехугольники Параллелограмм и трапеция (в составе этой темы — задачи на построение). Прямоугольник, ромб, квадрат (в составе этой темы – задачи па по строение). Подобные треугольники Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (в составе этой темы – задачи на построение) Окружность Касательная к окружности (в составе этой темы — задачи на построение) Четыре замечательные точки треугольника (в составе этой темы — задачи на построение). |
Гл.V §2 §3 Гл.VII §3 Гл.VIII §1 §3 |
15 6 4 22 3+4 16 3 3 |
9 |
Длинна окружности и площадь круга. Построение правильных многоугольников. |
Гл.XII §1 |
10 1 |
Указания глав и параграфов соответствуют учебнику геометрии Атанасян Л. С. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
По сетке часов видно, какое место в структуре отдельных тем и даже разделов занимают задачи на построение. Причем, начиная с 7 класса задачи на построение отдельно рассматриваются, они идут в составе изучаемых тем. Тем самым учителю дается возможность самостоятельно распределять часы внутри темы в зависимости от поставленной задачи и от уровня подготовленности учащихся класса.
Анализ учебников и пособий по геометрии показал, что авторы используют в основном индуктивный путь в изложении материала, относящегося к геометрическим построениям. Учащиеся сначала изучают конкретные виды построений: откладывание на данном луче от его начала отрезка, равного данному; построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение перпендикулярных прямых; построение середины отрезка; построение треугольника по трем элементам. Только после этого учащиеся знакомятся с общей идеей геометрического построения в разделе: "Задачи повышенной трудности", где предлагается схема, по которой обычно решают задачи на построение циркулем и линейкой.
Банк тестов по изучению уровня развития физических качеств
В соответствии с требованиями школьной программы для определения физического состояния учащихся и контроля за индивидуальным ростом двигательных качеств рекомендуется проводить тестирование. Тестами для оценки развития физических качеств являются главным образом наиболее простые по исполнению и не ...
Состояние проблемы в научно-методической литературе
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего ...
Организация социально – педагогической деятельности с подростком из неблагополучной
семьи в условиях учреждения среднего профессионального образования
В своей работе с подростком из неблагополучной семьи специалисты
профессионального училища должны опираться на положение об исключительном влиянии семьи на подростка.
Работа социального педагога с подростком из неблагополучной семьи — это работа и с подростком, и с семьёй одновременно. Предотвра ...