Методическая подготовка учителя в педвузе

Информация о педагогике » Методическая подготовка учителя в педвузе

Страница 4

Учебная деятельность и деятельность профессиональная принципиально различны. Сложность перехода от одной к другой определяется разницей мотивов и предметов деятельности. Предметом первой является информация, второй — учебно-воспитательный процесс. В связи с этим при организации усвоения любых знаний, считает Н.Ф.Талызина, "необходимо предусмотреть все основные виды деятельности, необходимые для работы, для решения задач, предусмотренных целью обучения .". Студент должен приобретать знания, умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений.

Мы сумели найти способ максимального приближения занятий по методике обучения к школьной реальности. Лабораторный практикум проходит не в университете, а в школьных кабинетах. Пусть учебные лаборатории методики обучения оснащены по последнему слову техники, но в них нет самого главного — учеников, с их вопросами, непониманием, зачастую и нежеланием учиться, которое учитель должен суметь преодолеть. Если студент готовится обучать кого-то решению задачи в образцовой лаборатории, то применить разработанную методику, проверить ее он сможет только на своем сокурснике, который, конечно, умеет решать задачи ничуть не хуже, чем автор, и часто при первых словах условия уже может дать ответ. Нет ни каверзных детских вопросов, ни необходимости подбирать слова для объяснения, а следовательно, возможности реально оценить плоды своего труда.

Наши преподаватели методики являются одновременно и школьными учителями химии. Студенты обучаются в непосредственном контакте с детьми.

Какова же организация такого занятия? Студенты в выделенный в расписании "школьный день" приезжают в школу. Сначала они вместе с преподавателем обсуждают теоретические вопросы или проделанную домашнюю работу, затем, после анализа и небольшой коррекции, если таковая нужна, "домашние заготовки" применяются в непосредственной работе с учащимися. Например, студенты учат школьников решать задачи определенного типа. Во время урока, отведенного специально для этой цели, каждый получает небольшую группу учеников (2—4 человека), с которыми отрабатывает подготовленный дома материал. При формировании групп учащихся преподаватель старается учитывать уровень подготовки студента и заинтересованность в предмете. Ученики могут быть одинаковой или разной степени обученности и обучаемости, что, безусловно, усложнит задачу студента. По окончании работы каждый делает подробный анализ, выявляет достижения и причины неудач.

От такой формы организации занятий практикума по методике обучения химии выигрывают все. Школьники получают возможность индивидуального обучения при рассмотрении наиболее сложных вопросов курса. Студенты же при содействии и непосредственном участии наставника поэтапно оттачивают профессиональные навыки. Преподаватель методики не утрачивает учительский опыт, не превращается в "книжного" методиста, знающего свой предмет только по литературе. Он имеет возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в курсе методических и педагогических новинок.

Аналогично строятся занятия по изучению модуля "Контроль результатов обучения". Студенты должны подготовить, провести и проанализировать контрольную работу по заданной теме, составить план коррекционных мероприятий в связи с выявленными пробелами в знаниях учащихся группы. Особенно полезной оказывается работа с небольшим числом школьников при организации устного опроса. Студент учится корректно формулировать вопросы, вести беседу и одновременно следить за работой сразу нескольких учеников. Кроме того, будущий педагог узнает, как рассчитывать время на устный контроль знаний и избегать очень распространенной среди молодых учителей ошибки — затягивания опроса.

Постепенно при переходе от модуля к модулю задачи студентов усложняются — от работы с малой группой учащихся они переходят к работе с целым классом.

Для успешного формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности при организации занятий практикума по методике обучения химии студентам, кроме заданий, способствующих закреплению экспериментально-технических навыков, предлагаются упражнения на включение в объяснение демонстрационного опыта. Каждый получает задание по подготовке и проведению фрагмента урока с использованием эксперимента.

Отдельно стоит остановиться на модуле "Методика планирования, подготовки и проведения урока". Он носит обобщающий характер, и изучать его следует на последнем этапе работы практикума. Остальные блоки, за исключением первого, могут изучаться в любой последовательности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Методические основы разработки элективного курса
Пояснительная записка. Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисципл ...

Принцип коммуникативной направленности процесса обучения иностранному языку
Направление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам в методике возникло в результате научных исследований, которые велись в Европе, США и Канаде в конце 1970-х – начале 80-х годов. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики изучаемог ...

Особенности организации коллективной формы учебной деятельности на различных этапах урока
При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей, о которых говорит в своей книге В.К. Дьяченко: 1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя». 2. Ближайшая цель каждого участника занятий: и «ученика», и «учител ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru