Методическая подготовка учителя в педвузе

Информация о педагогике » Методическая подготовка учителя в педвузе

Страница 4

Учебная деятельность и деятельность профессиональная принципиально различны. Сложность перехода от одной к другой определяется разницей мотивов и предметов деятельности. Предметом первой является информация, второй — учебно-воспитательный процесс. В связи с этим при организации усвоения любых знаний, считает Н.Ф.Талызина, "необходимо предусмотреть все основные виды деятельности, необходимые для работы, для решения задач, предусмотренных целью обучения .". Студент должен приобретать знания, умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений.

Мы сумели найти способ максимального приближения занятий по методике обучения к школьной реальности. Лабораторный практикум проходит не в университете, а в школьных кабинетах. Пусть учебные лаборатории методики обучения оснащены по последнему слову техники, но в них нет самого главного — учеников, с их вопросами, непониманием, зачастую и нежеланием учиться, которое учитель должен суметь преодолеть. Если студент готовится обучать кого-то решению задачи в образцовой лаборатории, то применить разработанную методику, проверить ее он сможет только на своем сокурснике, который, конечно, умеет решать задачи ничуть не хуже, чем автор, и часто при первых словах условия уже может дать ответ. Нет ни каверзных детских вопросов, ни необходимости подбирать слова для объяснения, а следовательно, возможности реально оценить плоды своего труда.

Наши преподаватели методики являются одновременно и школьными учителями химии. Студенты обучаются в непосредственном контакте с детьми.

Какова же организация такого занятия? Студенты в выделенный в расписании "школьный день" приезжают в школу. Сначала они вместе с преподавателем обсуждают теоретические вопросы или проделанную домашнюю работу, затем, после анализа и небольшой коррекции, если таковая нужна, "домашние заготовки" применяются в непосредственной работе с учащимися. Например, студенты учат школьников решать задачи определенного типа. Во время урока, отведенного специально для этой цели, каждый получает небольшую группу учеников (2—4 человека), с которыми отрабатывает подготовленный дома материал. При формировании групп учащихся преподаватель старается учитывать уровень подготовки студента и заинтересованность в предмете. Ученики могут быть одинаковой или разной степени обученности и обучаемости, что, безусловно, усложнит задачу студента. По окончании работы каждый делает подробный анализ, выявляет достижения и причины неудач.

От такой формы организации занятий практикума по методике обучения химии выигрывают все. Школьники получают возможность индивидуального обучения при рассмотрении наиболее сложных вопросов курса. Студенты же при содействии и непосредственном участии наставника поэтапно оттачивают профессиональные навыки. Преподаватель методики не утрачивает учительский опыт, не превращается в "книжного" методиста, знающего свой предмет только по литературе. Он имеет возможность постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в курсе методических и педагогических новинок.

Аналогично строятся занятия по изучению модуля "Контроль результатов обучения". Студенты должны подготовить, провести и проанализировать контрольную работу по заданной теме, составить план коррекционных мероприятий в связи с выявленными пробелами в знаниях учащихся группы. Особенно полезной оказывается работа с небольшим числом школьников при организации устного опроса. Студент учится корректно формулировать вопросы, вести беседу и одновременно следить за работой сразу нескольких учеников. Кроме того, будущий педагог узнает, как рассчитывать время на устный контроль знаний и избегать очень распространенной среди молодых учителей ошибки — затягивания опроса.

Постепенно при переходе от модуля к модулю задачи студентов усложняются — от работы с малой группой учащихся они переходят к работе с целым классом.

Для успешного формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности при организации занятий практикума по методике обучения химии студентам, кроме заданий, способствующих закреплению экспериментально-технических навыков, предлагаются упражнения на включение в объяснение демонстрационного опыта. Каждый получает задание по подготовке и проведению фрагмента урока с использованием эксперимента.

Отдельно стоит остановиться на модуле "Методика планирования, подготовки и проведения урока". Он носит обобщающий характер, и изучать его следует на последнем этапе работы практикума. Остальные блоки, за исключением первого, могут изучаться в любой последовательности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Качество вычислительного навыка табличного умножения и деления
Рассмотрев теорию формирования у младших школьников навыков табличного умножения и деления в различных системах обучения, мы решили провести констатирующий эксперимент, с целью определения качества вычислительного навыка у детей. Для этого мы провели внеплановые контрольные работы по традиционной ...

Общая характеристика методов коррекции
Излагаемые в этой и последующих главах методы лечебно-педагогической коррекции классифицируются прежде всего на две большие группы: педагогические и психотерапевтические. Разумеется, каждый из лечебно-педагогических методов является в известной мере и педагогическим, и психотерапевтическим. Но дл ...

Соотношение набора специальностей в высших учебных заведениях и рынка труда
В современном производстве, в условиях рынка труда с его конкуренцией людей и идей, человек является ведущим фактором. Постоянно обновляющееся производство требует от вузов молодого специалиста, способного профессионально и личностно расти, готового адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru