Методическая подготовка учителя в педвузе

Информация о педагогике » Методическая подготовка учителя в педвузе

Страница 1

Понятие "профессиональная подготовка" включает в себя " .совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности .". Очевидно, что, если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством. Справедливо также и то, что процесс формирования профессиональных умений может быть только индивидуальным. Методика обучения, таким образом, становится важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя-предметника, а эффективность освоения методики преподавания химии и других дисциплин напрямую зависит от педагогических технологий, применяемых в учебном процессе.

Содержание дисциплины определяется квалификационными характеристиками, разрабатывающимися и постоянно совершенствующимися в ходе образовательной реформы. Можно выделить 8 групп компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения студентов в педвузе. Методом экспертных оценок был определен следующий рейтинг умений:

1) планировать, готовить, проводить, анализировать урок;

2) использовать школьный эксперимент в учебных целях;

3) обучать учащихся решению задач;

4) создавать предметный учебный кабинет и организовывать работу в нем;

5) организовывать проектную деятельность учащихся;

6) планировать и проводить экскурсии;

7) планировать и проводить внеклассную работу;

8) внедрять технические средства обучения в учебный процесс.

Методика обучения предмету — обязательная учебная дисциплина, завершающий этап профессионального образования. Реформирование школы, а также появление новых средств обучения, позволяющих по-новому организовывать учебный процесс, изменили подходы к подготовке будущих педагогов. Тем не менее, в вузе сохраняются традиционные формы работы студентов. Система методической подготовки учителя химии включает в себя лекционный курс теории и методики обучения, лабораторный практикум по методике обучения, ряд спецкурсов и дисциплин по выбору и две педагогические практики. Однако сами эти формы подверглись серьезным изменениям, затронувшим как содержание, так и методы обучения. Они направлены, во-первых, на обеспечение разноплановой методической подготовки будущих учителей, а во-вторых, на достижение более быстрой адаптации студентов к выполнению функций учителя в условиях постоянно меняющихся требований и школьных стандартов. Важно, чтобы в такой ситуации педагог не оказался беспомощным, не утратил творческого подхода к организации учебного процесса, приобрел умение принимать обоснованные решения, научился воспринимать новое, гибко реагировать на постоянные изменения в работе школы. Не менее важным в методической подготовке студента является помощь в выборе собственного педагогического стиля, проявлении своей индивидуальности в профессиональной деятельности. Определяющим условием формирования таких умений является индивидуализация обучения. В данной статье мы остановимся на организации лабораторного практикума по методике и педагогической практики.

До начала 1980-х гг. вся средняя школа СССР училась по единому учебному плану и стандартным программам, обязательным для всех школ, поэтому методическая подготовка во всех педагогических вузах страны также была единой. Программы по методике обучения химии практически не отличались одна от другой. Наиболее распространенной была программа, разработанная в ЛГПИ им. Герцена (составители — В.Г. Андросова, В.П. Гаркунов, И.Л. Дрижун, С.В. Дьякович, Э.Г. Злотников, Н.Е. Кузнецова, Т.Н. Ранимова, Д.П. Ерыгин, В.Н. Верховский, С.И. Созонов, С.Г. Крапивин, А.Д. Смирнов). Она состояла из двух разделов — лекционного и практического. Стержнем практикума являлась система школьного химического эксперимента. Его содержание конкретизировалось в пособии Ю.В. Плетнера и В.С. Полосина "Практикум по методике обучения химии". Главное внимание уделялось выполнению опытов, последовательность занятий определялась логикой тем школьного курса химии. Эта последовательность иногда произвольно менялась в зависимости от сроков проведения педагогической практики, т.е. от того, какая тема должна быть разработана со студентами накануне их выхода в школы. Другим видам деятельности уделялось гораздо меньше внимания. Проведение занятий лабораторного практикума при такой организации скорее напоминало обмен опытом или занятия с учителями в институте усовершенствования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Базовые педагогические способности
Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и п ...

План организации коллективной формы учебной деятельности на уроках математики
Коллективные виды работы делают уроки математики более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и ...

Работа с видеофрагментами
Одна из основных возможностей видео не свойственная никаким другим средствам наглядности – это способность создания речевой среды, которой так недостаёт учащимся при обучении иностранному языку. Количество новых лексических единиц не должно превышать 3-7 и большинство из них учащиеся понять из сит ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru