Методическая подготовка учителя в педвузе

Информация о педагогике » Методическая подготовка учителя в педвузе

Страница 3

В 90-х гг. XX в., когда школа перестала быть единой, когда появилось множество различных курсов химии средней школы — концентрических, пропедевтических, несистематических, — когда в школьную практику стали активно внедряться новые педагогические технологии, должна была измениться и программа методической подготовки будущих учителей. Модернизация осуществляется через использование современных способов индивидуализированного обучения, среди которых оптимальной является модульная технология. Она подразумевает разделение учебной дисциплины на крупные, независимые друг от друга блоки — модули, подчиненные единой дидактической цели. Каждый из них посвящен одной проблеме и всесторонне ее раскрывает. Структура всех модулей единообразна, она включает в себя:

- цели изучения содержания модуля;

- входной контроль, по которому обучаемый вместе с преподавателем определяет свою готовность к работе;

- список литературы и других источников информации, которыми следует воспользоваться при работе с модулем;

- требования к уровню усвоения знаний и сформированности умений;

- методические сведения и указания;

- серию заданий;

- выходной контроль, включающий обобщающие задания, при выполнении которых студент использует весь материал модуля, а также теоретические знания, полученные им на лекциях.

Впервые практикум по методике обучения химии как совокупность модулей представлен в 1990 г. в работе Л.Г. Таскаевой (под руководством Г.М. Чернобельской). Дальнейшее исследование и почти двадцатилетнее экспериментирование позволили создать модульную технологию практической подготовки будущих учителей химии.

В соответствии с видами деятельности учителя содержание практикума группируется в шесть основных модулей.

1. Анализ содержания школьного курса химии: изучение Государственного образовательного стандарта, программ школьного курса химии, наиболее распространенных учебников химии.

2. Методика обучения учащихся решению расчетных задач.

3. Методика и техника школьного химического эксперимента.

4. Система школьного учебного оборудования в химическом кабинете.

5. Контроль и учет результатов обучения химии.

6. Методика планирования, подготовки, проведения и анализа урока химии. Этот модуль является обобщающим. Он включает все знания, приобретенные ранее.

Практикум обеспечен учебником "Методика обучения химии в средней школе" и пособием "Практикум по методике обучения химии в средней школе".

Каждый модуль начинается с формулирования цели его изучения. Например, цели к первому блоку звучат так: "Научиться оценивать и выбирать для работы учебник химии для средней школы и программу, по которой выпускникам педагогических вузов предстоит обучать школьников в течение нескольких лет". Затем перечисляются знания и умения, которые студенты получают в рамках данного модуля. Далее следуют вопросы входного контроля. Модуль обязательно изучается в связке с учебником. На вопросы входного контроля, не прибегая к нему, ответить трудно. Данный этап — это своего рода допуск к работе, условие, без которого нельзя ее начинать. Центральное место в модуле занимают задания для самостоятельного выполнения. Они могут предваряться небольшим теоретическим вступлением, напоминанием об изученном материале как ориентировочной основе.

Успешность освоения каждого модуля проверяется по заданиям выходного контроля. Они всегда индивидуальны и требуют изучения вузовского учебника по методике преподавания, имеющихся школьных программ, учебников и дополнительной литературы, предполагают знакомство с передовым педагогическим опытом по периодической печати.

Выбор модулей, отражающих содержание практикума, обоснован. Первый из них необходим для формирования у студентов понимания того, как следует подходить к оценке программ и учебников, для выработки у них чувства ответственности перед будущими учениками. Кроме того, этот блок расширяет представления обучаемых о существующих школьных учебниках не только за счет лекционной информации, но и за счет собственной практической деятельности. Это особенно важно сегодня, в условиях крайней нестабильности процесса обучения в современной школе.

Основная цель модуля — "Методика обучения учащихся решению расчетных задач по химии" — научить проектировать систему химических задач и находить оптимальные пути их включения в учебный процесс. Предлагаемая система подготовки студентов помогает им осознать необходимость показа учащимся нескольких универсальных способов решения. В процессе работы над модулем складывается понимание того, что наиболее эффективными для обучения являются формы, в основе которых лежит самостоятельная активная деятельность учеников. При освоении блока "Методика обучения учащихся решению расчетных задач" впервые встает вопрос об организации занятий практикума.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Организация ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
Разработка моделей психологического сопровождения в различных видах образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья; Ранняя диагностика и коррекция детей с психосоматическими заболеваниями в возрасте от 0 до 4 лет Разработка научно-методических основ эффективной интегра ...

Структура и содержание трудового обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в школах VIII вида
Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников коррек ...

Виды деления понятий
Различают деление по видообразующему признаку и дихотомическое деление. По видообразующему признаку деление может производится – по какому-то основанию – на несколько разных видов. Например, по величине углы делятся на прямые, острые, тупые. В дихотомическом делении понятия, деление производится ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru