Педагогические принципы

Страница 2

Наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.

При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

Следующим принципом, играющим важнейшую роль в обучении, является принцип систематичности и последовательности, суть которого состоит в следующем:

процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Обратимся теперь к принципу доступности, который непосредственно вытекает, с одной стороны, из закономерностей возрастного развития учащихся, с другой стороны - из организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся.

В основе принципа доступности лежат следующие закономерности:

– доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных способностей;

доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения.

Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципа научности лежат следующие закономерности:

мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективно верную картину развития мира;

наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний;

научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования;

научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания;

научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

При организации уроков по предложенной теме данный принцип реализуется в установлении межпредметных связей между тригонометрией и другими науками, в том числе математическим анализом, геометрией, физикой, астрономией, информатикой и прочее. Кроме того, данный принцип реализуется в установлении связи между исследованием функции и решением уравнения, содержащего конкретную функцию и, тем самым является мощным стимулом для дальнейшего изучения элементов математического анализа, как аппарата, помогающего при решении тригонометрических уравнений.

Для процесса обучения является закономерным единство преподавания и учения. Тогда и только тогда, когда эти процессы взаимосвязаны, процесс обучения достигает желаемого результата. Нельзя рассчитывать только на то, что учитель активно преподает, а ученик не участвует в процессе усвоения знаний и умений. В этом случае затруднена обратная связь, т.е. как бы активно ни преподавал учитель свой предмет, если ученик не участвует в процессе усвоения знаний, то на выходе мы будем иметь ученика, который не сможет применить свои знания на практике, или не будет иметь даже минимальных теоретических знаний. Можно также сказать, что сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивы обучения, уровень и характер познавательной активности, познавательная активность школьника и др. Суть данного принципа сознательности и активности отражают следующие правила:

ясное понимание целей и задач предстоящей работы. Действительно, когда человек не в состоянии определить цель той работы, которую ему предстоит выполнить, он не может поставить себе соответствующие задачи, характерные для данной работы, а, следовательно, результат работы будет сведен к нулю;

обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий. От преподавателей можно часто слышать, что ученик не в состоянии выполнить определенного задания. Пример – механическое заучивание тригонометрических тождеств никогда не приведет нас к осознанию того, с какой целью мы изучаем тригонометрию. Почему? Да потому, что ученик, механически заучивая всем известные тождества, не понял, для чего ему необходимы эти тождества, он не поставил перед собой конечной цели и не определил задачи данной работы;

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Анализ программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания
Проблема полового воспитания в школе усугубляется отсутствием четкой сформулированной программы, определившей бы принципы и содержание полового воспитания в школе. И. Борисов составил типологию имеющихся на сегодняшний день различных программ полового воспитания: 1. «Государственная» (федеральная) ...

Занятие: Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Цель: Дать представление детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст. Книга с иллюстрациями Воспитатель начинает занятие с обсуждения про ...

Социальная адаптация детей с нарушениями интеллекта
В современной социально-экономической ситуации особую актуальность приобретают вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями), в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая во ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru