Педагогические принципы

Страница 1

При организации учебной деятельности учащихся, факультативных занятий и внеурочной деятельности следует руководствоваться объективными законами, отражающими существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственно указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов.

Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правило - это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.

До недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер, некоторые принципы утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.

В качестве основополагающих, общепризнанных дидактических принципов в современной дидактике выделяют следующие принципы обучения:

сознательности и активности;

наглядности;

систематичности и последовательности;

прочности;

научности;

доступности;

связи теории с практикой.

При изложении темы «Тригонометрические уравнения и неравенства» следует обратить внимание, в первую очередь, на принципы наглядности, доступности, научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности.

Принцип наглядности обучения - один из самых понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения "пропускают" в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Изучение тригонометрии предполагает большое количество «наглядной» информации, которая связана с основной моделью – числовой окружностью, а также с исследованием и построением графиков различных функций, которым необходима зрительная интерпретация. Поэтому при организации уроков необходимо учесть правила, которые раскрывают принцип наглядности.

Запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в письменной форме. Иными словами, можно говорить о важности моделирования при изучении данного курса.

Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Урок работы с тушью
Первое занятие по данной теме посвящено освоению техники работы с тушью. Урок начинается с беседы, дети высказывают свои предположения по поводу нового материала. Затем зачитывается доклад о туши и ее происхождении, это может быть подготовлено как учителем, так и детьми. Если в данной художественн ...

Традиционная система образования в Российской Федерации
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции Р ...

Психолого-педагогические занятия по воспитанию здорового образа жизни дошкольников 4-6 лет
Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru