Система дополнительного образования в РФ

Страница 3

Очевидно, что о внутри выделенной по возрасту группы следует различать социально-слоевые, профессиональные и иные образования, как, скажем, молодых «новых русских», так и молодых «бедных», студентов престижных университетов и безработных, лидеров молодежных объединений и членов криминальных группировок. Специфические ценности и практики индивидов из этих групп наверняка лучше могут быть поняты и не внутри «единства по возрасту», а в рамках данной социальной группы, включающей людей иных возрастов.

По-разному взрослеют мальчики и девочки, юноши и девушки. В гендерных порядках современных молодежных культур произошли серьезные изменения, что отнюдь не привело к гендерному «выравниванию». Современные девушки и юноши по-разному воспринимают и реагируют на те требования, которые им предъявляет общество. Дело не только том, кому из них «сложнее» взрослеть. Важно, что их жизненные и профессионально-трудовые стратегии во многом отличаются друг от друга.

Различаются молодые и по другим признакам, например, характеру этнической идентификации, приверженности той или иной религии, региональным и узко локальным особенностям социализации. Последнее - это не только страна, но и различия по критерию «центр–периферия», «город-деревня» и др.

Однако не будем впадать в крайности и усматривать одни лишь различия в молодежных группах. Возрастные определения все же нельзя игнорировать, ибо они имеют свою особую социальную «нагрузку».

Молодежь принято рассматривать и как внутренне дифференцированную поколенческую «когорту».

Поколенческая когорта или просто поколение - люди проходящие общий социально-исторический путь, насыщенный особыми и более не повторяющимися событиями большого общественного значения.

Вместе с тем любое поколение расчленено на социально неравные группы, что сближает в определенном смысле молодых и немолодых, принадлежащих одному социальному слою или иной общественной группе.

Почему «когорта» или «поколение»? Демографы именуют когортой поколения, объединенные общими социально-историческими условиями. Социологи предпочитают использовать термин «поколение».

Впервые его использован Карл Мангейм для выделения социальных групп, которые рождаются в определенный исторический момент и вырастают в определенное историческое время. Вследствие этого они обладают схожим социальным опытом. Война или другие значимые исторические катаклизмы - опыт, который действительно может связать одно поколение в единое целое. На опыт поколения могут влиять и другие судьбоносные факторы. В экономике - это периоды спада и подъема, в идеологии - продвигаемые сверху модели объединения и сопротивление им, например - «поколение строителей коммунизма» и «шестидесятники», в культуре - доминирующий стиль, например «поколение русского серебряного века» и др. Разный исторический опыт значимо влияет на формирование систем ожиданий относительно того, как должно «нормальное» общество жить и работать, к чему следует стремиться, во что верить, на что опираться.

История изучения молодежных культур XX века знает несколько молодежно-поколенческих ярлыков: «потерянное» поколение - поствоенное, «беби-бумеры» в США 50-х годов; «поколение X» - непонятные молодые и так дальше вплоть «Дженерейшн Пи» - поклонников Пепси у Виктора Пелевина.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. Игра в баскетбол – командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна ...

Сущность нравственного воспитания
В духовной жизни общества особое значение приобретают нравственные отношения, регулирующие поведение людей. Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. В условиях школы этот процес ...

Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Исследуя экспериментально высшую нервную деятельность детей с нарушениями интеллекта учёные (А.В.Запорожец, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн и др.) выделили ряд особенностей. Важнейшей из них является слабость замыкательной функции коры головного мозга. Она проявляется в затруднённом формировании новых у ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru