Отличительные черты лирики как литературного рода

Лирика часто определяется как наиболее сложный, специфический литературный род. Согласно «Краткой литературной энциклопедии», он характеризуется особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание, в то время как в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе.

В лирике чувство поэта выражено прямо, непосредственно, именно поэтому для нее характерна монологическая форма изложения.

Эпос и драма воспроизводят человеческое бытие, объективную сторону жизни, лирика же — человеческое сознание и подсознание, субъективный момент. Можно сказать, что лирика, в отличие от двух других родов, в первую очередь апеллирует к человеческим эмоциям, чувствам, зачастую оказывает на человека наиболее сильное воздействие, ее эмоциональность часто связывается с таким понятием как «суггестивность» (внушаемость). Именно поэтому поэзия, по сравнению с прозой, обладает емкостью всех составляющих элементов. Исключительную важность в композиции лирического произведения приобретает взаимодействие образов, часто создающее двуплановость и многоплановость художественного смысла. Лирическая речь, как правило, — речь с повышенной экспрессивностью отдельных слов и речевых конструкций. Лирика тяготеет к малому объему и, как следствие, к напряженной и сложной композиции, в ней наблюдается больший удельный вес тропов и синтаксических фигур по сравнению с эпосом и драматургией, но эта закономерность просматривается лишь в общем массиве всех лирических произведений. Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотворной формой, взаимоотношения ритмического и синтаксического строения — все это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, которых проза, в сущности, лишена. Многие прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создается главным образом самим взаимодействием стихотворной формы со словами. Отсюда следует, что при анализе лирике необходимо обращать особое внимание на закон единства формы и содержания, который в данном случае является основополагающим.

Определяющими в лирике становятся такие понятия как «лирической герой» и «лирическая ситуация», которые заменяют понятия «персонаж» и «сюжет», характерные для эпоса и драмы. Лирический герой — это образ поэта (человека) в лирике, носитель переживания в лирическом произведении. Как всякий образ, лирический герой несет в себе не только уникально-неповторимые черты личности, но и определенное обобщение, поэтому недопустимо его отождествление с реальным автором. Часто лирический герой бывает весьма близок к автору по складу личности, характеру переживаний (Есенин, писавший о том, что вся его биография – в его стихах) или же, наоборот, может быть весьма далек от него (как, например, Фет), но, тем не менее, различие между ними является принципиальным и сохраняется во всех случаях, так как в каждом конкретном произведении автор актуализирует в лирическом герое какую-то часть своей личности, типизируя и обобщая лирические переживания. Благодаря этому читатель легко отождествляет себя с лирическим героем. Можно сказать, что лирический герой — это не только автор, но и всякий читающий данное произведение и вчуже испытывающий те же переживания и эмоции, что и лирический герой. В ряде случаев лирический герой лишь в очень слабой мере соотносится с реальным автором, обнаруживая высокую степень условности этого образа. Лирическую ситуацию можно определить как некий аналог сюжета в лирическом стихотворении, который является крайне условным, выполняет психологическую функцию и в комплексе с другими характеристиками лирического текста помогает понять идею произведения.

Так, при анализе лирического произведения мы будем обращать внимание на эмоциональность лирики, особенную важность закона формы и содержания, будем обращаться к таким понятиям как «образ-переживание», «лирический герой», «лирическая ситуация».


Другие статьи:

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения
Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. В настоящее время стандарты должны выступать: 1. ...

Задачи как средство изучения геометрических преобразований при изучении темы «Движение»
Как уже отмечалось, геометрия возникла из практики и находит свое применение на практике, и потому в преподавании геометрии необходимо связывать ее с реальными наглядно представимыми вещами. По мнению Г. Фройденталя, обучение геометрии может иметь смысл, если только используются связи геометрии с ...

Организация социально – педагогической деятельности с подростком из неблагополучной семьи в условиях учреждения среднего профессионального образования
В своей работе с подростком из неблагополучной семьи специалисты профессионального училища должны опираться на положение об исключительном влиянии семьи на подростка. Работа социального педагога с подростком из неблагополучной семьи — это работа и с подростком, и с семьёй одновременно. Предотвра ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru