В процессе занятий применяются различные формы оценки: в форме эмоционального отношения; оценочного суждения (словесного поощрения и др.), символа (цветовые символы, "солнышко", "тучка" и т. п. ). Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, профилактике дисграфии. Для этого создаётся предметно-развивающую среду, где используются разные технологии: пальчиковые игры; арсенал дидактических игр для развития мелкой моторики ("Разноцветные клубочки", "Помоги Золушке", "Волшебная проволочка", "Заплети Маше косы", "Волшебный орешек", Цветные палочки" и т.д.); центр песка и воды.
В результате у детей расширяется лексический состав языка, формируется грамматический строй речи, фонетико-фонематическая система языка (просодическая, произносительная сторона речи, слоговая структура слова), навыки языкового анализа и синтеза, грамота (умение называть буквы русского алфавита, умение "печатать" буквы, слоги, слова, предложения, умение читать), коммуникативные навыки, связная речь.
Для обогащения словарного запаса используются следующие игры: "Волшебная шкатулка", в которую собирали (рисовали, обозначали при помощи символов) слова, "Шифровальщики", "Заколдуем слова", "Что еще?", "Фокусники". При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно взять за основу сенсорно-графическую схему В.К.Воробьёвой. Наглядная схема служила для детей своеобразным зрительным планом. Ребенок знал, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Для этого каждому ребенку раздавала листы с шестью ячейками, беседовали по данной теме, выбирали основные моменты и придя к общему мнению зарисовывали в таблицу символы. Схематично изображали персонажей сказки, явления природы, некоторые действия, отражали то, что считали нужным отразить в таблице.
Дети рассматривали таблицу, разбирали, что на ней изображено. После дети составляли рассказ-описание с опорой на символы (образы). Совместно с детьми составили мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах и фруктах, посуде, одежде, птицах и животных. При обучении пересказу на начальном этапе используются опорные картинки, затем заменяла их условными схемами. На более поздних этапах дети сами составляли простые схемы-рисунки. Например, пересказывая сказку про Курочку Рябу, курицу можно изобразить с помощью большого и маленького кругов и треугольника (клюв), стрелками показывали действие "бил-бил, не разбил", слезы – маленькими точками.
Воспитание и коррекция с помощью различных нетрадиционных методов связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация (К. Юнг). Символическое выражение различных функций предмета и явления позволяет увидеть его в новом ракурсе, в иных отношениях с миром, установить его новое значение и продвинуться в направлении положительного разрешения конфликтной ситуации. В основе создания продуктов деятельности в процессе терапии лежит система побуждений, где основным является:
— выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме;
— стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире;
— удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
— познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
Различные нетрадиционные терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Создание государственной системы ранней помощи в России
Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жи ...
Обоснование выбора темы базового курса школьной
информатики
Для рассмотрения приемов организации внимания на уроках информатики возьмем тему «Алгоритмизация на базе среды программирования ЛогоМиры». Данная тема содержится в обязательном минимуме содержания образования по информатике, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации, и определ ...
Вид домашних упражнений направленных на развитие творческих качеств
учащихся
1. Задачи на построение, решаемые любыми или указанными методами. Многие конструктивные задачи можно решить несколькими способами. Поэтому время от времени следует предлагать учащимся рассмотрению задачи снова решить произвольно выбранным из указанном методом. Эти упражнения могут иметь следующий ...