Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Информация о педагогике » Обучение книжной иллюстрации старших школьников на уроках компьютерной графики » Эстетическое воспитание ребенка средствами компьютерной графики

Страница 2

Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов свидетельствуют об сознаваемых или спонтанных чувствах ребенка. Средствами искусства ребенок может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и других людях. Строя отношения с педагогами, владеющими языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь. Для воспитателя важно создавать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам. Главное, что нужно при использовании компьютерной графики, – это создать пространство безопасности и доверия. Инструментарий ее абсолютно подходит для решения этой задачи. Особенно ценным является принципиальная возможность исправления любых некорректных действий при создании изображения. Технологически это реализовано с помощью команды "Отмена". В контексте дидактического процесса это обеспечивает безусловную успешность любой работы. Широчайшее поле выбора шаблонов, примитивов, сюжетных заготовок, интуитивная понятность интерфейса, простота, изящество и богатство инструментария работы с формами, контурами, цветом позволяют снять напряжение, присущее любой другой технике рисования аппликации, раскрашивания и т.п., открывают возможность чистого творчества.

В компьютерной графике особенно отчетливо осознается, что рисование – это процесс, идущий изнутри, поэтому ребенка не следует учить, как надо рисовать, ему необходимо помочь осознать, что он рисует.

"Компьютер наиболее опасен для сознания ребенка тем, что способен создать достоверную и увлекательную "иллюзорную реальность". (Г.Костоев)

Все новое и непривычное вызывает закономерную настороженность и опасения. Не является исключением и компьютерная графика, особенно в своих педагогических приложениях. Такие опасения можно только приветствовать в качестве первого шага к построению действительно эффективной системы ее использования в области эстетического воспитания. Нельзя только ограничиваться этим первым шагом и надо стараться отделить действительные угрозы от иллюзорных.

Очень часто компьютерную графику, как и вообще все экранные искусства, обвиняют в том, что они настолько увлекают ребенка, что он теряет органическую связь с действительным миром, уходя в фантастическую реальность оторванной от жизни сказки.

Практический выход из такого положения может быть только один: обязательное взаимное сотворчество с ребенком за компьютером и непременное продолжение его в совместных играх, прогулках, конструировании, чтении, лепке, вышивании и т.п. Компьютерная графика служит для украшения реального мира, и ее педагогическое использование должно осуществляться в этом же направлении не только в постановке перспективных целей, но и для каждого отдельного случая. Это в полной мере отвечает и особенности детского возраста, которая «состоит в том, что непосредственная сила конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции» .

В связи с данной проблемой эстетического воспитания хотелось бы обратить внимание только на то, что "мы никогда не можем быть заранее уверенными, каково будет моральное воздействие того или иного произведения на ребенка". Л.С. Выготский приводит примеры, когда симпатии детей при оценке басен Крылова однозначно оказывались на стороне Лисицы ("Ворона и Лисица"), Стрекозы ("Стрекоза и Муравей"), Волка ("Волк на псарне"), а чтение детям "Хижины дяди Тома" вызывало у них искренние сожаления о том, что времена рабства миновали. В то же время замечено, что дети, увлекающиеся компьютерными игами с военной тематикой, очень не любят смотреть репортажи с театра военных действий и мест катастроф ("потому, что происходит на самом деле").

Процессы морального воздействия искусства (как компьютерного, так и традиционного) сложны и неоднозначны, и недопустимо в их анализе примитивизировать психику ребенка. "Прежде всего, необходимо отказаться от взгляда, будто переживания эстетические имеют какое-то непосредственное отношение к моральным и что всякое художественное произведение заключает в себе как бы толчок к моральному поведению". Если этого не сделать, то наступает банальная эстетическая слепота, когда вместо художественного образа видится только голая моральная схема. А умение видеть едва ли не самое ключевое в эстетическом воспитании.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность общения
Общение - это сложный процесс выступающий, как взаимодействие людей, вид самостоятельной человеческой деятельности, атрибут других видов человеческой деятельности, информационный процесс, отношение людей друг к другу, взаимовлияние людей, взаимное переживание и понимание. Общение имеет огромное зна ...

Традиционная система образования в Российской Федерации
Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции Ро ...

Каркасное конструирование
Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом р ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru