Виды понятий

Страница 1

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию.

По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.

Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «столица Украины» и др.). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «автомобиль», «портфель», «государство» и др.).

Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называют универсальными). Например, натуральные числа — в арифметике; растения — в ботанике; конструктивные объекты — в конструктивной математике и др.

По объему выделяют также и пустые понятия, то есть такие понятия, объем которых представляет пустое множество (например, «вечный двигатель», персонажи сказок, басен и др.).

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий.

1) Конкретные и абстрактные понятия

Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «землетрясение» и др.

Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). Абстрактные понятия отражают не только отдельные свойства предмета, но и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и др.).

2) Относительные и безотносительные понятия

Относительными называются понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (например, «дети» — «родители», «ученик» — «учитель»).

Безотносительными называются понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (например, «дом», «человек», «деревня»).

3) Положительные и отрицательные понятия

Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения (например, грамотный человек, красивый поступок).

Если частица «не» или «без» («бес») слилась со словом ( например, «ненастье», «беспечность», «безупречность», «ненависть»), и соответственно слово без неё не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными, так как они характеризуют наличие у предмета определенного качества.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах (например, «неграмотный человек», «некрасивый поступок», «бескорыстная помощь»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без» («бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не-А) являются противоречащими понятиями.

4) Собирательные и несобирательные понятия

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом. Собирательные понятия бывают общими (например, «роща») и единичными (например, «созвездие Большая Медведица»).

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии («ручка», «река», «игрушка»). При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Методы, приемы, средства обучения компьютерной графике
Одним из самых распространенных приемов обучения компьютерной графике является комбинированное занятие, которое имеет неоднородную структуру и обладает рядом достоинств: обеспечивает многократную смену видов деятельности, обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом, способств ...

Приемы формирования коммуникативных навыков на нетрадиционных уроках иностранного языка
В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям иностранным языком. Произошло в какой – то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процесс ...

Система упражнений по теме «Треугольники и четырехугольники»
Данная система упражнений основывается на принципах: Принцип наглядно-деятельностной геометрии. Принцип познания законов природы средствами геометрии. Принцип развития образного мышления и изобразительных умений. Согласно учебнику по математике для 5 класса общеобразовательных учебных заведени ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru