– моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение;
– выполнение комплекса действий, составляющих данное умение;
– самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности.
Чтобы проверить степень освоенности знаний используются разные виды и формы проверки. В итоге каждому ученику выставляется оценка, отображающая уровень его знаний.
Основной недостаток оценки – субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными учителями за один и тот же ответ. Таким образом, оценка является не точной, грубой. Да и сама шкала измерений, условно-числовой балл тоже дает очень общее представление об уровне знаний. Балл- отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации для его совершенствования. Тем не менее, в силу удобства пользования, такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение.
Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания.
В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу – матрицу.
Вызывает сложность и оценка ответа учащегося на творческие вопросы.
При оценке ответов на такие вопросы и выполнения заданий следует учитывать, что на многие творческие вопросы имеется больше чем один правильный ответ. По крайней мере, следует считать ответ правильным, если школьник в состоянии логично объяснить свою точку зрения, ведь уровень знания фактов у младшего школьника, ниже, чем у взрослого. Следовательно, при оценке труда ученика учитель должен прежде всего обращать внимание на позитивные стороны его работы, а уже затем переходить к высказыванию замечаний, например: «Молодец! Но .» Если ответ ученика не удовлетворяет учителя, мы предлагаем ему по рассуждать вместе с учеником и в результате прийти к правильной точке зрения. Последняя фраза ученика может быть такой: «Я понял, что .». В этом случае у школьника останется ощущение успешности проделанной им работы, необходимое для мотивации обучения.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.( Приложение 1)
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно - графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям). Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при акцентировании внимания учащихся на наиболее значимых фактах.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для: выяснения готовности класса к изучению нового материала, определения сформированности понятий, проверки домашних заданий, поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке, при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Аутентичность текста и его восприятия
Центральной проблемой является аутентичность текста как важнейшего звена учебного процесса В пользу применения аутентичных, неадаптированных текстов, предназначенных для носителей языка, свидетельствуют следующие аргументы.
1. Использование искусственных, упрощенных текстов может впоследствии зат ...
Развитие психомоторных функций в онтогенезе
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи.
Ребенок, относительно нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развити ...
Формирование мышления
В отечественной психологии и дошкольной педагогике показано, что важной составной частью содержания умственного воспитания является развитие мышления. При этом отечественные психологи рассматривают развитие мышления как единый диалектический процесс, где каждый вид мышления выступает как необходим ...