Понятие этнопедагогики и ее функции

Страница 1

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго­гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов­лияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного вос­питания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая куль­тура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречают­ся два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

народная педагогика - это воспитательные тради­ции конкретной этнической группы;

этнопедагогика - обобщенное понятие, означаю­щее сравнительный анализ воспитательных тради­ций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемствен­ность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых».

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу­ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопле­ния знаний, обретения навыков, умений, выполняет фун­кцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как от­ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида­тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси­хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека ак­тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс­кая община, и социальная среда. Основу народной педа­гогики составляют духовная культура, народные обы­чаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается до­статочно четкая дифференциация форм воспитания:

пословицы - для социально-этического;

загадки - для умственного;

песни - для эстетического, патриотического;

сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред­ства различных этапов развития общества.

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: со­держательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного воспитания.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Отрывки из произведений Я.А. Коменского
О развитии природных дарований .Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и , наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Т ...

Активизация познавательной активности учащихся на уроках
Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфиче ...

Наглядное пособие
После доклада ученикам следует продемонстрировать наглядное пособие по данной теме. Оно включает в себя работы художников тушью и краткую информацию о них. Каждая иллюстрация обсуждается, высказываются предположения по поводу того, как было сделано изображение, какие приемы использовались. Имена х ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru