Понятие этнопедагогики и ее функции

Страница 1

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педаго­гические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимов­лияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного вос­питания. По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая куль­тура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречают­ся два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

народная педагогика - это воспитательные тради­ции конкретной этнической группы;

этнопедагогика - обобщенное понятие, означаю­щее сравнительный анализ воспитательных тради­ций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемствен­ность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых».

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.

Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социу­ма, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопле­ния знаний, обретения навыков, умений, выполняет фун­кцию социализации подрастающих поколений.

Аккумулируя такие нравственные категории, как от­ветственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созида­тельной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую пси­хологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

В воспитании человека ак­тивное участие принимали все: и стар, и млад, и сельс­кая община, и социальная среда. Основу народной педа­гогики составляют духовная культура, народные обы­чаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается до­статочно четкая дифференциация форм воспитания:

пословицы - для социально-этического;

загадки - для умственного;

песни - для эстетического, патриотического;

сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные сред­ства различных этапов развития общества.

В средствах народной педагогики можно выделить два аспекта: со­держательный и прикладной, т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.

Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного воспитания.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций.

Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Банк тестов по изучению уровня развития физических качеств
В соответствии с требованиями школьной программы для определения физического состояния учащихся и контроля за индивидуальным ростом двигательных качеств рекомендуется проводить тестирование. Тестами для оценки развития физических качеств являются главным образом наиболее простые по исполнению и не ...

Создание критической и социальной педагогики в период постмодернизма
В свете современных общественных и культурных изменений важное место занимает анализ образовательного процесса, который постоянно изменяется, модернизируется в разнообразных и многогранных по содержанию формах. Современный постмодернистский анализ основывается на своеобразном споре между сторонник ...

Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы, содержание образования, методы обучения и воспитания
В "Великой дидактике" как и в других книгах Коменский, обращается прежде всего к разработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения. Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику как "универсальное искусство всех учить всему. И притом учить ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru