Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

Информация о педагогике » Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв » Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

Страница 2

Как стало известно из записей, в 1910 г. на уроке физики в 7-о классе изучали рычаги, а распространение звука гимназистки проходили на примере звона колокольчика. По тем немногим записям, которые сохранились, можно сделать вывод, Что программа по физике почти не отличалась от современной. Отличие лишь в оформлении. Так в тетрадях по физике начала XX века рисунки располагались в левой части, а данные и решения задач в правой, а сейчас наоборот.

Теперь хотелось бы обратить внимание на биологию. В комплексе источников обнаружено только два листа по данному предмету, это количество не дает нам полного представления об объеме его изучения. Обратим внимание на «Письменную работу по гигиене» ученицы 7-го класса Эппель со следующими вопросами:

Строение среднего слоя кожи.

Функции кожи при перегревании.

Сравнение мочи и крови здорового человека.

В каком почечном слое находятся мочевые канальцы.

Общее описание нервной системы.

Значение головного мозга.

Как мы можем судить по этой работе, биология (гигиена) преподавалась почти в таком же объеме, как в современной школе. Единственное отличие, на которое я обратила внимание,- это названия составляющих крови. Эппель в своей работе называет эритроциты – «красными шариками», а лейкоциты – «белыми шариками». За эту работу поставлена оценка «4». Почему-то оценка и исправления сделаны простым карандашом.

А вот в другой работе от 1-го февраля 1911г. неизвестной ученицы исправление орфографических и стилистических ошибок сделано красными чернилами. Сохранился только один листок этой работы, тема которой: «Идеальная женщина по «Домострою». Сочинение это интересно нам потому, что подтверждает предыдущие выводы о содержании образования и воспитания в женских гимназиях, которое отличалось от обучения в мужских учебных заведениях конца XIX начала XX века, так и от современных школьных программ. Обучение в женских гимназиях было рассчитано в первую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства.

Проанализируем план сочинения и первую страницу текста и постараемся понять, какова же по мнению юной гимназистки начала XX века идеальная женщина по «Домострою».

Положение женщины в семье.

Отношение женщины к мужу и слугам.

Отношение женщины к своим обязанностям.

Женщина как воспитательница детей.

По плану мы можем определить критерии, по которым судили об идеальной женщине. Идеальная женщина – это прежде всего хорошая жена, заботливая мать и трудолюбивая хозяйка. В сочинении подчеркивается мысль, что даже при наличии слуг «женщина не должна быть праздной».

Помимо перечисленных выше предметов сохранились еще странички с упражнениями по латинскому и немецкому языкам. Еще, судя по записям, сделанным красивым и аккуратным подчерком, без помарок, в младших классах гимназии был предмет «чистописание».

Преподавание русского языка почти не отличалось то современного за исключением написания нескольких слов: «ея» вместо «ее» и проставления знака «Ъ» после согласных букв. Например: «планъ», «къ своимъ», «обязаностямъ».

Читая страницы из школьных тетрадей, мне хотелось представить, как выглядели, о чем мечтали, к чему стремились гимназистки 100 лет назад. Например, как выглядела и о чем мечтала юная гимназистка, которая 1 февраля 1911г. написала сочинение об идеальной женщине, или как сложилась жизнь у ученицы 7-го класса Эппель, которая за письменную работу по гигиене получила оценку «четыре».

А вот судьба Варвары Колесниковой (обложка ее тетради по космографии хранится в фондах школьного музея) нам известна. Закончив семь классов, она поступила в восьмой педагогический класс и впоследствии преподавала русский язык и литературу в той же гимназии, где училась сама.

Конечно, количество найденных страничек из ученических тетрадей не позволяет судить о качестве образования в начале XX века, в частности, о системе обучения в Екатерининской женской гимназии. Но все-таки некоторые выводы сделать можно. Мы выяснили, что в женской гимназии изучали алгебру, геометрию, литературу устную и письменную, историю, биологию (гигиену), физику, иностранные языки (немецкий и латинский). В программе современной школы такие предметы тоже существуют. Темы по физике, литературе, биологии во многом совпадают, иностранные языки мы тоже изучаем, правда, в нашей школе только один предмет – английский. В чем же отличие? В учебных заведениях начала XX века одним из главных предметов был Закон Божий, что говорит о религиозности образования. Еще в старших классах Екатерининской женской гимназии изучали космографию и педагогику. В тетради по педагогике есть такая фраза: «Методика – наука об обучении не есть наука, а искусство. Преподаватель является творцом, художником». Мне кажется, что эта мысль не устарела и сейчас, хотя в год 1000-летия Ярославля этой записи в тетради исполнится ровно 100 лет.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Методы и приемы работы с аудиовизуальными средствами. Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности
Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины – (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, ...

Уровневая система регуляции двигательных функций
Работы И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна показали, что всякий моторный акт является результатом работы не раз и навсегда фиксированной группы мышц и совокупностью всегда одних и тех же импульсов, а очень подвижной, легко перестраивающейся функциональной системой, включающей импульсы, св ...

Методика обучения решению сюжетных задач в курсематематики
Сюжетной задачей называют такую задачу, в которой данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны главным образом для усвоения учащимися математических отношений, для овладения эфф ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru