Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

Информация о педагогике » Женское образование в Ярославле в конце XIX - начале XX вв » Страницы из школьных тетрадей начала XX века Екатерининской женской гимназии: опыт исследования

Страница 1

Эти странички из школьных тетрадей, которым скоро исполнится сто лет, хранятся в музее гимназии №3. Они были обнаружены в макулатуре несколько лет назад. Как же выглядит этот исторический источник? Три обложки тетради, две из которых подписаны: на первой: «Радюкиной 6 класс». А на другой более подробная надпись «Колесниковой В. ученицы 7 класса для записок по космографии 1909-1910 учебный год». В комплект, кроме обложек, входит 110 листов в клетку и линейку. А также листы белой неразлинованой бумаги, которые исписаны как черными чернилами перьевой ручкой, так и карандашом. После систематизации листов выяснилось, что записи на тетрадных страницах принадлежат нескольким ученицам (разный подчерк). Кроме уже известных фамилий, обнаружены листы с надписями в правом верхнем углу: «Эппель уч. 7 кл.» и «Лидии Колесникой уч. 5 кл.». Таким образом, нам стали известны фамилии 4-х гимназисток.

Мы уже выяснили, что только в гимназиях обучение было семиклассным, а восьмой класс был педагогическим (по желанию).

По записям можно определить и временные границы данного источника – это 1909-1914 гг. а так же мы можем предположить. Что все найденные записи принадлежат ученицам одной гимназии – Екатерининской. Это подтверждает хотя бы тот факт, что сохранились листочки с сочинениями о русских богатырях, написанные разным подчерком, но с одним и тем же планом.

Но особенно меня заинтересовали записи, сделанные на белых неразлинованных листах. В правом верхнем углу каждого листа стоит фабричный штамп-оттиск «Фабрики наследников Сумкина №6», а на других страницах номер меняется уже на «7». Сейчас уже нет таких оттисков на школьных тетрадей, как впрочем, не существует и самой фабрики. Еще меня поразило, как аккуратно сделаны записи. Строчки почти никогда не выезжают на поля (а ведь поля нигде не отчерчены). Как оказалось при более тщательном рассмотрении, на каждом тетрадном листочки имелась выпуклая бороздка.

Теперь попробуем провести сравнительный анализ системы обучения в современной школе и в женской гимназии начала XX века. Листочки из ученических тетрадей столетней давности послужат интереснейшим материалом для нашего исследования. И так, мы уже знаем, что в фондах школьного музея хранятся 110 страничек из школьных тетрадей учениц Екатерининской женской гимназии, а также тетрадь с записями по педагогике. Но так как в современной обычной школе предмета «педагогика» не существует, сравнительный анализ по данному предмету мы провести не можем.

Какие же предметы изучали юные гимназистки? 46 листов из общего количества можно отнести к школьному предмету «литература». Много страниц, написанных разными подчерками, посвящено древнерусской поэзии и былинам. Встречаются такие темы, как «Структура и язык былин», «Содержание былин и характеристика былинных героев», «Богатырь - дружинник и богатырь-хлебороб», «Появление книжности». Так, Варвара Колесникова оставила нам записи о летописях, а также о том, что необходимо знать древнеславянский язык, чтобы изучать Священное писание.

Интересны темы сочинений в 7-ом выпускном классе гимназии: «Характер разочарования Онегина», «Критическая литература Белинского», «Платон Каратаев», «Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Ломоносов как поэт, заслуги и сущность его поэзии».

А вот сочинения по другим предметам: «Реформы Петра I», с оценкой «четыре с минусом» и надписью «не на тему»,- это по истории. Сочинение Эппель, ученицы 7-ого класса, «Чем, по мнению Каменского, важны наглядность в обучении, и в чем она должна состоять»,- относится к предмету педагогика. Сейчас такой предмет изучают в педагогических вузах и училищах, а не в школах.

Среди обнаруженных листов, имеются записи с перечислениями предметов и пометками (+, -). Вероятно речь идет о сдаче зачетов. Вот какие предметы перечислены: Закон Божий, литература, русская литература устная, литература ар. (непонятно) сочинение, алгебра, геометрия (спец), история (устно).

Сохранились странички с записями по алгебре. На одном из них была формула (2а-в+1)3, которая в настоящее время не используется, так как способы решения примеров с ее помощью, по мнению современных педагогов, сложны и не рациональны.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Формы контроля уровня достижений учащихся
Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено/не зачтено», так и по балльной шкале. С целью повышен ...

Структура урока физической культуры и характеристика его частей
Наиболее полно и доступно, по моему мнению, структура урока была раскрыта в учебнике Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. По их мнению, каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отр ...

Понятие логопедическая ритмика
Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной, большое значение для восприятия ее слушателем имеетпросодическая сторона речи. Основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она представляе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru