Принципы адаптации диалоговой обучающей системы Фобус к образовательному процессу

Информация о педагогике » Структура практикумов системы Фобус » Принципы адаптации диалоговой обучающей системы Фобус к образовательному процессу

Страница 1

Известно, что обучающий эффект в компьютерных системах учебного назначения может достигаться за счет мультимедийных и диалоговых средств. Достоинство диалоговых систем заключаются в деятельностном подходе к обучению, достоинства которого можно считать признанными. В обучающей системе Фобус основным обучающим фактором является функциональный диалог, определение которого и место среди основных способов реализации машинного диалога представлено в таблице.

Таблица.

Типы обучающего диалога

Тип диалога

Содержание диалога

Применение в

обучающих системах

Естественный диалог

Диалог на естественном языке

Ограничено из-за

нерешенности проблемы распознавания естественной речи

Тестовый диалог

Программа формулирует задачу. Учащийся выбирает правильный ответ

Системы и подсистемы контроля знаний

Функциональный диалог

Программа дает задание для выполнения. Учащийся выполняет нужные действия под контролем программы

Обучение умениям

Контроль умений

Выбор диалогового взаимодействия как основного обучающего фактора, особенности и ограничения функционального диалога определили дидактическую направленность обучающей системы Фобус. От определения места системы в образовательном процессе зависит структура обучающей системы, включая программное обеспечение и структуру обучающих курсов. Созданная обучающая система, включающая набор обучающих курсов по информатике, должна была соответствовать методологическим принципам образовательной среды, но одновременно потребовала проведения исследований по разработке методических принципов ее применения.

Здесь рассматриваются некоторые вопросы адаптации структуры обучающей системы к требованиям образовательного процесса.

Одной из проблем, возникающих перед разработчиками диалоговой обучающей системы, является значительный разброс часов, выделяемых на дисциплину в разных учебных заведениях даже одной и той же образовательной системы. Разработчики системы Фобус придерживаются не очень распространенного в системе образования взгляда, что и в этой системе должно существовать разделение труда, при котором профессионал-преподаватель должен иметь в своем распоряжении удобные, не очень сложно настраиваемые средства, не требующие вмешательства в структуру и состав обучающей системы. Одно из решений проблемы заключается во включении в систему средств настройки на объем учебного материала.

Обучающую систему, в которой в качестве основного средства обучения применяется функциональный диалог, целесообразно применять для обучения умениям и контроля умений в рамках образовательного процесса, в котором такая система является лишь одним из применяемых учебных средств. Важнейшей функцией системы является полный и объективный контроль знаний, который должен проводиться под контролем преподавателя. Соответственно система должна обеспечивать работу в компьютерном классе в комплекте, содержащем рабочее место преподавателя и рабочие места учащихся.

Непосредственно обучающая часть системы предназначена для освоения набора умений, достаточного для успешного прохождения контроля. Так как в системе моделируется обучающий диалог, ведомый преподавателем, возникают определенные возможности работы учащихся вне контроля модуля преподавателя. Такая возможность обеспечивается поддержкой “локального” режима обучения в системе, т.е. режима самостоятельной работы на отдельном рабочем месте без использования ресурсов локальной сети. Естественно, что в локальном режиме аттестация закрыта, а перевод в сетевой режим может осуществляться принудительно с рабочего места преподавателя.

Диалоговая обучающая система может обеспечивать высокий уровень индивидуализации обучения. Одним из способов повышения уровня индивидуализации для учащихся, обладающих более высокой исходной подготовкой, может явиться подсистема самоконтроля, выявляющая недостаточно освоенные темы и выводящая в итоге самоконтроля список таких тем, снабженный гипертекстовыми ссылками с возможностью возврата в этот список. В системе Фобус каждый обучающий курс включает раздел самоконтроля.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Содержание раздела «Движение» и требования к математической подготовке учащихся
Теоретические основы содержания общего среднего образования разработаны Г.В. Дорофеевым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. В частности, разработаны принципы и критерии отбора содержания школьного математического образования. В педагогике «принципы . указывают общее направление деятельности по фор ...

Система упражнений по теме «Тригонометрические уравнения»
При разработке системы упражнений мы, главным образом, будем опираться на структуру изложения материала, представленную в учебнике А.Г. Мордковича «Алгебра и начала анализа 10 – 11 класс». На изучение темы «Простейшие тригонометрические уравнения» мы условимся отводить, 12 учебных часов и 15 часов ...

Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе формирующего эксперимента проведён цикл занятий (8) по обучению элементам игры в баскетбол он проводился с декабря 2004 по март 2005 года. Ежедневно планировалась и проводилась индивидуальная работа по формированию умений действий с мячом. Для самостоятельной двигательной деятельности детям ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centrstar.ru