Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе дошкольного возраста ДОУ №121 города Магнитогорска. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст исследуемых детей 5-7 лет.
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
Исследование предусматривает три главных этапа:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) контрольный.
В начале констатирующего эксперимента в группе с детьми была проведена диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет».
Методика 1. Диагностика взаимоотношений детей «Кто в каком домике живет».
Цель: выявление реальных взаимоотношений детей данной группы через игру.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Узнать –
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все остальные дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети;
3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;
4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.
Каждый ребенок в индивидуальной беседе с воспитателем распределяет по двум домам всех детей своей группы в зависимости от симпатии (красный дом) или антипатии (серый дом). С помощью этой методики определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге. После проведения обследования в протоколе фиксируется:
1. Кого из детей группы данный ребенок больше всех любит, кого больше всего не любит. К кому из детей просто хорошо относится, а к кому плохо. Причины симпатий и антипатий;
2. Как относятся все остальные дети группы к данному ребенку. Есть ли дети, которые относятся к этому ребенку особенно хорошо или особенно плохо, кто эти дети;
3. Насколько совпадает собственный выбор ребенка с его предположениями о том, кто выберет его;
4. Совпадение всех трех параметров: кого ребенок выбирает сам, кто его выбирает, кто должен был бы его выбрать по его собственному предположению.
Методика 2. Беседа «Я и мои друзья…»
Цель: выявить определенные качества личности ребенка, его интересы и наклонности непосредственно в сюжетно-ролевой игре.
Вопросы:
В какие игры ты любишь играть?
Кем бы ты хотел быть в игре?
Почему нравиться эта роль?
Кого бы ты выбрал старшего в этой игре?
Цели и задачи обучения творческим
работам слабослышащих школьников
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть совершенствоваться и реализовываться».
Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, реализоваться. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель – увидеть, ...
Программа работы социального педагога ПУ № 39 г. Мелеуза с подростком из неблагополучной семьи и ее анализ
подросток профессиональное учреждение педагогическая
Опытная работа была проведена на базе ГАОУ НПО Профессиональное училище № 39 г. Мелеуза. Количество учащихся 208 человек. Училище способно быть примером уважительного, гуманного отношения к подростку, его семьё, творческого подхода к развитию и ...
Психологические особенности юношеского возраста
В научных исследованиях психологии высшей школы содержатся результаты исследований индивидуальных и возрастных особенностей студентов (Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриева, И.С. Кон, И.В. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, В.Т. Лисовский, Н.В. Нижегородцева, Ю.П. Поваренков, И.М. Слободчиков, А.А. Смирнов, С.Д. См ...