узнают, как богат мир словарей, которыми они могут
и, конечно, должны пользоваться.
Ради этого в хрестоматии даже есть «Слово о Словарях», а в заданиях предлагается обращаться к созданию собственных словарей.
Работа
с художественным текстом или со справочной литературой
предполагает обращение к диалогу.
В последнее время появилось уточнение понятия «диалог». Диалог западного образца, основанный на логике и очень внимательный к слову, противопоставляется диалогу восточному с его чрезвычайным вниманием к паузе и не столько логически последовательным обменом суждений, сколько стремлением достичь относительно общего понимания обсуждаемого явления. Поединок мнений противопоставляется возможности сближения мнений.
Теоретический материал по теории литературы в этом издании изложен доступным для пятиклассников языком, помещен в отдельные статьи.
Начиная с литературы XIX века, ребята знакомятся с жизнью и творчеством каждого писателя, для этого в учебнике имеется необходимая информация.
Учебник имеет иллюстративный материал, который вводит читателя в атмосферу эпохи, отраженной произведением, обеспечивает реальность и эмоциональность представлений, лежащих в основе художественных образов, ориентирует ребенка в происходящем действии, тем самым, помогая учителю по – иному строить работу данного раздела.
Включить всех детей в многообразную деятельность на уроках литературы учителю помогают вопросы и задания, данные в учебнике. Все задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему урока. Творческие задачи и проблемные вопросы при осмыслении произведений пробуждают сотворчество юного читателя, постепенно подготавливая его к самостоятельной литературно – творческой работе на заданную тему. Самостоятельной литературно – творческой работой учащихся в данном случае являются такие задания: составление рассказов - миниатюр, описание картин, героев произведений, сочинения, подготовка сообщений, рефератов, выполнение работ в форме рисунка или иллюстрации к произведению.
Вопросы и задания вовсе не должны использоваться в том порядке, который обозначен в хрестоматии. Из них нужно выбирать те, которые, ближе всего данному классу и на данном уроке, а также исходя из способностей учащихся.
В хрестоматии много вопросов и заданий, обращенных к связи живописи и литературы, музыки и литературы, дается возможность обращения к кино, мультипликации и другим видам, сопоставление с которыми не только приобщает к различным видам искусства, но и раздвигает границы представления ученика о том, что такое искусство. Задания, которые используют взаимодействие искусств, направлены на осознание их близости и в то же время на восприятие их неповторимости.
При этом возможна любая форма работы: эвристическая беседа («поиск истины»), комментарии учителя пли учеников, всяческие виды пересказов, размышление о том, как нужно исполнить данный текст, — все эти виды работы или любые иные не только помогают разобраться в содержании, но и обостряют восприятие произведения.
Попробуем обобщить те составляющие, которые дают право считать программу и реализующий ее учебник пятого класса первым этапом литературного образования в среднем звене.
Ø Четкость общей структуры.
Ø Целесообразное сочетание традиционных и новых для школы авторов и произведений.
Ø Расширение тематической палитры курса.
Ø Активное использование сопоставления художественных произведений самых различных жанров.
Ø Органическое включение теоретических сведений как постоянного участника бесед о художественном произведении.
Программа, учебная хрестоматия, система работы на уроке, самостоятельное чтение - все направлено на реализацию литературного образования, новую - более раскованную и свободную - форму общения ученика с литературой и искусством вообще.
Фрагмент урока для 6-го класса по теме «Сложение и вычитание дробей с
разными знаменателями»
Комментарии к уроку
Тип данного урока – обобщение и систематизация знаний. Его основная цель – закрепить основные понятия, связанные со сложением и вычитанием дробей с разными знаменателями.
Приведенный способ применения коллективной формы учебной деятельности учащихся подходит как для данной те ...
Методическая подготовка учителя в педвузе
Понятие "профессиональная подготовка" включает в себя " .совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности .". Очевидно, что, если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать ...
Подвиг капитана Флерова И.А
Иван Андреевич Флеров родом из села Двуречки Грязинского района Липецкой области, родился 5 апреля 1905 года. Учился и работал в Липецке. Был слушателем Военной академии имени Ф. Э. Дзержинского.
С 1932 г. он кадровый командир Красной Армии. Участвовал в советско- финляндской войне. С начала Вели ...