Обращение к реальным запросам ученика — одна из особенностей школы сегодня. Литература как учебный предмет должна воспитать у ученика эстетический вкус и нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызвать потребность обращения к художественным произведениям.
В своей работе мы хотим остановиться на учебнике – хрестоматии для пятого класса под редакцией Курдюмовой Т.Ф., изданном в две тысяча четвертом году издательством «Дрофа».
В основе программы лежит историко-литературный принцип: от фольклора – к литературе сегодняшнего дня. Логика расположения материалов хрестоматии помогает увидеть бег времени, показать соотнесенность истории, бытовых реалий и литературы. Такому широкому видению мира способствуют литературоведческие и мемуарные тексты, предваряющие художественные произведения, и репродукции картин русских художников, отражающие определенную эпоху.
Учебная хрестоматия должна ввести учеников в мир литературы как читателей, осознающих свои читательские обязанности, без которых невозможно чтение для себя и для других. А мы знаем, как открыты к творческой деятельности ученики этого класса, как рады они возможности быть чтецами и актерами на уроке.
Поэтому учитель должен поставить вполне конкретные и понятные ученику задачи этого года - первого года изучения литературы как учебного предмета:
Ø стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить по возможности художественное произведение;
Ø стать исполнителем тех художественных произведений, которые привлекли внимание;
Ø сознательно овладеть родным словом, используя для этого не только материал учебной хрестоматии и уроки литературы, но и самостоятельное чтение;
Ø применять полученные знания и умения в собственном творчестве, в проведении досуга - своего и своих друзей.
Структурная модель литературного образования учащихся пятых—девятых классов предполагает изучение художественных произведений от древности до наших дней. Причем в программу каждого класса входят произведения, соответствующие возрастным особенностям школьников.
Особую роль в общей структуре курса играет композиция программы и реализующего ее учебника. Вся литература до XX века помещена в первом томе. Литература XX века — в равном ему по объему втором томе.
В учебнике пятого класса представлены классические произведения главнейших направлений литературы — реализма и романтизма, но есть в нем и доступные возрасту произведения различных течений начала XX века, хотя о самих направлениях речи пока не идет.
Какова же логика движения литературы от древности до нашего дня? Это сложный и противоречивый процесс, и многое в нем удается сделать доступным за счет четкого разграничения разделов курса и их внутренней организации, а также за счет активной и очевидной для учеников связи между разделами.
Первые страницы учебника начинаются с
введения.
Мы вводим учеников в мир науки, искусства и творчества.
Следующий раздел «Мифы».
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мы знакомим учащихся с мифами разных времен и народов.
Далее следует раздел, посвященный фольклору. В этом разделе особенно важно расширение набора жанров: ранее в программу не включались частушки, песни, анекдоты, народная драматургия. Теперь они стали равноправны с традиционно изучаемыми загадками, пословицами и поговорками.
Организация материала помогает подчеркнуть как общие качества входящих в него жанров, так и их вполне конкретные отличия. Краткие сведения о судьбе жанра также помогают юному читателю. Многие малые жанры прожили долгую жизнь и все еще являются не только живыми и продуктивными, но и расширяющими свои границы. Таковы загадки, пословицы, поговорки. Среди малых жанров есть и совсем молодые. Так частушки — очень молодой жанр, одно из приобретений фольклора недавнего времени. Среди малых жанров числится и анекдот, век которого достаточно почтенен. Однако о существовании этого жанра старательно забывали наши школьные программы.
Появление специального раздела малых жанров фольклора помогает осмыслить их взаимные связи, их роль в литературном процессе и возможности использования в более объемных жанрах.
В полном забвении в школе находились и драматургические жанры фольклора, которые знали в русской деревне, и они украшали народные гулянья и ярмарки. Тут и народная драма, и популярный кукольный театр со всемирно известным Петрушкой. Впоследствии, при обращении к классической драме, ученикам поможет знакомство с народными формами этого рода литературы.
При изучении фольклора народный театр предстает как синкретическое искусство. На уроках литературы особенно важно показать, как органично вошли малые формы фольклора в произведения драматургии. Самая крохотная пьеска о Петрушке содержит не только пословицы и поговорки, загадки и присказки, но и песенки, и скороговорки, и анекдоты. Слово во всех его художественных воплощениях звучит как устная импровизация, которой всегда была насыщена фольклорная пьеса.
Структура и назначение
Обучающего раздела
Каждая глава раздела состоит из последовательности тем, каждая тема на входе содержит краткое описание изучаемого материала и одно или несколько заданий и заключение по теме.
Задание содержит модель реальной ситуации, в которой от учащегося требуется выполнить определенные действия или получить з ...
Сказкотерапия
Сказка – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
В социально-культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально-психологического, педагогического вл ...
Методические принципы тестирования
Чтобы получить достаточно надежные и объективные результаты тестирование должно проводиться с достаточной точностью и возможной тщательностью. При этом затраты времени должны быть минимальными. Поэтому к тестированию необходимо тщательно готовиться. Необходимо предварительно уточнить комплекс тест ...