Особое внимание при анализе фольклора обращено тому, что перед читателем не произведения, написанные конкретными авторами, а устное творчество неизвестных и наверняка многочисленных безымянных авторов.
Раздел
«Русская литература
XIX века»
продолжает знакомить учащихся с видами и жанрами отечественной словесности. Во вступительных словах к этому разделу нужно обратить внимание учеников на понятия: «классик», «стих», «проза».
В хрестоматии мы обращаемся к сказкам двух столетий и посвящаем им два раздела. Основную задачу видим в том, чтобы ученики осознали связь фольклора и литературы, чтобы и в мире сказок, созданных писателями, были обозначены фольклорные традиции, чтобы создавалось понимание того, что сказка — это не только, что сказано давно и для маленьких, а живая часть сегодняшней литературы.
Утверждая сказку, мы останавливаем право на вымысел, на творчество, не стесненное рамками следования реалиями сегодняшней жизни. В этой работе нам помогает логически вытесненная система вопросов учебника.
Несмотря на то, что ключевая роль отведена в учебнике сказке, в центре по – прежнему остается русская классика. Именно на классических произведениях дана возможность показать то важнейшее, что составляет мастерство читателя – уменье слушать автора, переживать и понимать вместе с ним людей и события, искать единственно нужное слово и прибегать к нему в любом из видов пересказов или просто ответов.
В данном разделе мы обращаемся к темам:
«Русская классическая литература
XIX
века».
Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. (И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и др.)
«Поэтический образ Родины».
Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.)
«Героическое прошлое России»
завершает первый том учебника фрагментом из «Войны и мира» Л. Толстого и отрывком из инсценировки романа, сделанной М. Булгаковым. При работе с этими двумя текстами ученики не только встречаются с одним из самых любимых героев Толстого — Петей Ростовым, но и убеждаются в неразрывности связи литературы XIX и XX веков. Сопоставляя эпическое и драматическое произведения, учащиеся видят их общность и их разительное отличие.
Вторая часть учебника начинается с раздела «Литература XX века»
Для второй части учебника актуальной становится нравственная проблематика урока (чувство любви к Родине, ее природе, людям). Богатый материал для этого дают произведения советских писателей и писателей русского Зарубежья.
Литература XX века — литература ушедшего столетия. Однако все дела и свершения живущих сегодня поколений еще долго будут связаны с этим веком. Так же на протяжении всего двадцатого столетия осуществлялась связь с предшествующим, девятнадцатым веком. Конкретным и эмоционально ярким подтверждением этого могут служить стихотворения поэтов XX века, обращенные к людям и событиям XIX века.
Произведения XX века уже знакомы читателю-пятикласснику. Это и поэзия, и проза, и драматургия . На вводном уроке, который откроет изучение литературы этого века, мы обратимся к стихотворениям, посвященным Пушкину. Они помогут ученику, и представить эпоху, и вспомнить о великом поэте. В учебнике есть стихотворения И.А. Бунина («26-емая»), А.А. Ахматовой («В Царском Селе»), В.А. Рождественского («Памятник юноше Пушкину»), а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся).
В учебнике рядом с каждым из них есть вопросы и задания, которые стоит использовать при такой работе. Лучше всего не заниматься детальным анализом каждого из произведений, а организовать урок-концерт с участием учеников. Такой урок, можно надеяться, поможет осознать два важнейших обстоятельства: XIX век был тесно связан с веком двадцатым, и в этой связи большую роль играет имя Пушкина.
Нашло в учебнике отражение такое важное и пока еще недостаточно использованное в практике школы явление, как чтение литературных сказок XX века, созданных и писателями, и учеными.
Сказки — вовсе не далекое прошлое нашего искусства. Каждый век создавал свои сказки. Век космоса не мог, да, наверное, и не хотел обойтись без сказок. Вопрос о неизбежности и постоянстве их рождения интересовал писателей двадцатого столетия. Из раздумья писателя над этим вопросом возникло произведение Константина Паустовского «Рождение сказки». С чтения этого очерка-воспоминания стоит начать свои уроки по изучению литературных сказок. После этой части урока мы приступаем к сказке « Теплый хлеб».
Раздел, посвященный русской литературе XX века
, впервые обрел права гражданства в пятом классе. Одни авторы хорошо знакомы учителю, другие малоизвестны. Поэтому определим общую тактику работы с текстами этого раздела - чтение с комментариями, беседы по вопросам, возникающим у учащихся, конечно, с использованием того, что включено в хрестоматию, и того, что будет предложено в методических рекомендациях.
Конкретные формы организации обучения
Элементами (частями) процесса обучения являются его звенья. Звено – составная часть учебного процесса, его органический элемент. Оно имеет свои цели и структуру – состоит из взаимосвязанных этапов, решающих определённые задачи; постановки цели, обобщения знаний, подведения итогов урока, определени ...
Психологические особенности отношений в диаде «учитель-ученик» в условиях
специальной школы восьмого вида
Деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Наряду со многими фактами, свидетельствующими о кратковременности мотивов их деятельности, встречаются отдельные примеры то ...
Технология разработки женского костюма
Нами был выбран проект женского костюма, состоящего из юбки, рубахи и жилета из шерстяной ткани, содержащий элементы стилизации русской традиции.
1.Разработка проекта костюма
В проектную часть входят: эскизы, конструирование, моделирование, раскрой, подгонка, шитье.
2.Технологическая часть
2.1 ...